Новости Республики Коми | Комиинформ

Коми жизненно необходимо собственное предприятие по переработке дикоросов

Коми жизненно необходимо собственное предприятие по переработке дикоросов
Коми жизненно необходимо собственное предприятие по переработке дикоросов
logo
Коми жизненно необходимо собственное предприятие по переработке дикоросов
Фото из архива ИА "Комиинформ"

Республике Коми жизненно необходимо собственное предприятие по переработке дикоросов – грибов, ягод, трав. К такому мнению пришли участники "Лесного диалога", проходившего в Сыктывкаре 23-24 апреля.

Поскольку нынешний, уже десятый по счету "Лесной диалог", организованный фондом "Серебряная тайга", был посвящен использованию охотничьих, пищевых и рекреационных ресурсов леса во имя благополучия сельской местности, дикоросам уделили особое внимание. Эту тему поднимали и в докладах, и на обсуждениях на тематической площадке, пишет "Республика".

Неоднократно во время конференции вспоминали опыт Томской области в том плане, что на нее следует равняться, но при этом не наступить на те же грабли. Суть в том, что Томская область в свое время решила занять нишу по сбору и переработке дикоросов в России, отправке их за рубеж. Ниша эта фактически пустовала с советских времен, так что решение было правильным. Были вложены немалые средства в строительство пунктов приема, заводов по переработке дикоросов. Причем в сельской местности, дабы обеспечить работой местное население. Но, как пояснил директор "Серебряной тайги" Юрий Паутов, вышло так, что в самых "дикоросных" местах жители решили перебраться из глухомани в райцентры и крупные города. Собирать грибы и ягоды стало некому. Пришлось звать на помощь работников из соседних государств, в том числе из Китая, просить увеличения квот на ввоз трудовых мигрантов. А квоты эти один год увеличивают, другой – нет, и в итоге грибной и ягодный бизнес постоянно под угрозой, хотя замороженные грибы и ягоды из Сибири продаются даже в Республике Коми.

Многие участники дискуссии посчитали, что такой бизнес в Коми нужно срочно выводить из тени. Зарабатывает население богатых на дары природы мест неплохо, так почему все эти люди, торгующие у дорог, не платят налоги. Впрочем, другие участники диалога сочли, что таким образом заставляя граждан с ведрами легализоваться, ничего толком, кроме народного возмущения, не добьешься.

Поступило предложение разделять грибников и ягодников на тех, кто собирает дикоросы для себя, и тех, кто на продажу. И, допустим, пускать первых на территории разных заказников бесплатно, а вторых за фиксированную сумму. Разбираться же, где первые, где вторые, по количеству выносимого из леса. Если идут с одной корзинкой – собирает для себя, если вывозят груженную грибами машину – значит, на продажу.

А что касается сбора и переработки дикоросов, то координатор лесных направлений фонда Николай Шуктомов высказал мнение, что строить предприятие, которое будет заниматься исключительно переработкой даров природы, нельзя: на случай, если год на грибы или ягоды выдастся неурожайный. Лучше, если это будет дополнительной специализацией уже существующего предприятия. Допустим, молочный завод начнет производить йогурты с ягодным наполнителем из сырья, которое будет принимать от населения, или варить пастилу, замораживать клюкву для дальнейшей отправки в края, где она не растет.

– Это как Николая Черного, с его птицефабрикой, взяли да и нагрузили дополнительно свинокомплексом? – смеясь, уточнила модератор "грибной" дискуссии заведующая лабораторией территориального развития Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН Тамара Дмитриева.

Ее собеседники подтвердили, что такой пример и надо брать на вооружение, и стали припоминать предприятия, на которых они бывали и которые, на их взгляд, могли бы взяться за дикоросы. В качестве чуть ли не самого подходящего варианта называли ликеро-водочный завод.

По результатам дискуссии ее участники сделали вывод, что сейчас прочно занять нишу переработки дикоросов уже поздно, но можно попробовать отвоевать часть рынка. Тем более что грибов и ягод в Коми собирают достаточно, но немалая часть этого лесного урожая уходит за пределы республики по "серым" схемам. Для этого надо работать под девизом "Нигде, кроме как в Коми". То есть заняться такими направлениями, которыми в России никто не занимается. Создать предприятие по переработке дикоросов, но с изюминкой, например, оно будет заниматься не только грибами и ягодами, но и производить различные полезные пищевые добавки из лесного сырья (у местных ученых есть хорошие разработки, надо взять их на вооружение). Либо же диверсифицировать переработку дикоросов в уже существующее предприятие. Есть и третий вариант. Создать вполне обычное перерабатывающее предприятие, но на территории моногорода, чтобы инвестор получил хорошие преференции и за счет этого развился. Тем более что моногорода стоят на вполне грибных местах: Емва, Жешарт, Инта и даже Воркута.

В то же время было отмечено, что с точки зрения потенциального инвестора все эти идеи весьма сомнительные. Во-первых, потому что в сфере сельского хозяйства дикоросы не в приоритете. Значит, на субсидии и льготы рассчитывать сложно. Во-вторых, нет реальной оценки потенциала, что и в каких количествах и в каких именно районах Коми можно собрать. В третьих, нет пока согласия в действиях науки (которая те же полезные добавки разрабатывает), бизнеса и власти. Но все это в принципе преодолимо, если разработать действительно хорошие нестандартные проекты.

В ходе обсуждения вопроса поступило и весьма нестандартное предложение: предложить на государственном уровне включать дикоросы в стоимость лесных участков, передаваемых в аренду. Если из-за грибов или ягод их стоимость возрастет, то, может быть, лесопромышленный бизнес обратит внимание на этот "довесок"? Или, наоборот, не станет брать в аренду участок, которым кто-то другой воспользуется по другому назначению, ради сбора даров природы.

Руководитель общественной организации "Коренные женщины Коми" Галина Князева в завершение дискуссии порекомендовала потенциальным инвесторам в дело переработки дикоросов задуматься и о емкости рынка: кто это будет покупать и где, а также о том, какой именно товар желает потребитель.

  Ключевые слова: дикоросы