Сыктывкарцы влюбились в механическую куклу из "Сказок Гофмана"

Сыктывкарцы влюбились в механическую куклу из "Сказок Гофмана"
Сыктывкарцы влюбились в механическую куклу из "Сказок Гофмана"
logo
Сыктывкарцы влюбились в механическую куклу из "Сказок Гофмана"
Фото: Татьяны Ткалун

Театр оперы и балета Коми представил зрителю оперу для искушенных.

22 апреля в Сыктывкаре состоялась премьера "Сказок Гофмана" - фантастического и загадочного мира, который изучил режиссер театра оперы и балета Коми Илья Можайский.

gofman1.jpg

gofman2.jpg

gofman3.jpg

В первой части искушенный зритель увидел механический театр в стиле стим-панк, где Гофман влюбляется в механическую куклу. Жак Оффенбах здесь заложил очень сложную философию. Он был категорически против певиц, которые выходят и издают звуки на сцене. Этой сценой, где певицы - неживые куклы, он практически им отомстил. Автор всю жизнь боролся с такими певицами, и вот что из этого получилось.

gofman4.jpg

gofman5.jpg

gofman6.jpg

gofman7.jpg

gofman8.jpg

gofman9.jpg

gofman10.jpg

gofman11.jpg

gofman12.jpg

gofman13.jpg

gofman14.jpg

gofman15.jpg

Второе действие - это венецианская атмосфера,  а третья - страшная история, где девушка похожа на гоголевскую ведьму.

gofman16.jpg

gofman17.jpg

gofman18.jpg

gofman19.jpg

Прежде всего "Сказки Гофмана" - это французская опера, одна из высочайших вершин оперной классики. Опера сложна своей философией и в то же время имеет прекрасную драматургию. Гофман - это человек, который прошел через множество возрождений. Это был композитор, поэт, писатель с очень непростой судьбой. От гибели его спасала женская любовь. 

gofman20.jpg

gofman21.jpg

Сложность оперы в том, что  она требует очень высокой культуры исполнения. Это одни из сложнейших партий для Гофмана, Олимпии, Джульеты, Антонии. Сложнейшей является роль Черного человека, которая исполняется басом. По отношению к Гофману - это его отрицательное начало, Черный человек проходит через весь спектакль. 

gofman22.jpg

gofman23.jpg
gofman24.jpg

Рядом с Гофманом по жизни идет еще один персонаж - это его Муза, которая проходит через все представление под видом мужчины. 

gofman25.jpg
gofman27.jpg
gofman28.jpg

Гофман искал любовь разных женщин, которых он соединял в одном персонаже. Но нашел только в конце. Последняя любовь стала трагической - Антония умирает.

Чтобы опера стала доступнее и понятнее начинающему зрителю, над сценой установили табло, на котором идет перевод. Его используют и в других спектаклях, которые идут на иностранном языке.

Французский язык в "Сказках Гофмана" оставили для того, чтобы сохранить нюансировку и драматизм оперы. Перевод всегда должен быть адекватен музыке. И музыка, которая рождена авторским, французским, итальянским, словом, требует сверхточного перевода, чтобы не терять эмоциональной структуры. 

Тем не менее, театр в дальнейшем планирует перевести оперу на русский язык, чтобы зрителю было легче воспринимать и понимать происходящее - не все умеют сочетать чтение титров и действие на сцене.

gofman3.jpg
gofman1.jpg

Чтобы сыктывкарцы могли насладиться французским языком, артисты тренировались у коуча, уроженки Сыктывкара, пианистки, которая сегодня работает в Италии, Марии Ляшевой. Она сделала чудо, и сыктывкарские артисты заговорили на французском. В театре оперы и балета идут две оперы на французском языке. За рубежом опера "Кармен" получила высокую оценку.

gofman3.jpg
gofman3.jpg

Художник Юрий Самодуров вложил в декорации внутренний мир Гофмана, его мысли, чувства и страсти, которые кипят в его бессознательном. Гофман написал много сказок, в которых присутствует мистика, волшебство, вечные вопросы о бессмертности души человека.

gofman3.jpg
gofman3.jpg

Наталья Кравченко готовила костюмы для премьеры и сделала ставку на брутальность, чтобы культурный зритель  испытал некоторый шок.

В итоге эта опера, над которой дружно работал весь актерский и руководящий состав, позволила театру подняться на более высокую ступень искусства. За зрелищность оперы артистов искупали в овациях, но влюбился Сыктывкар в механическую куклу Оффенбаха. Партию для колоратурного сопрано исполнила приглашенная звезда австрийской сцены, бывшая солистка сыктывкарского театра Светлана Мерзлова. Сложнейшие с точки зрения вокала "Куплеты Олимпии" почитают за честь включать в репертуар признанные оперные певицы мира.