Министерство экономики Коми за четыре года действия 44-го федерального закона проверило на территории региона свыше 2,5 тысячи госзакупок, из которых 45 процентов оказались осуществленными с нарушениями.
Об этом шла речь в Администрации главы региона на заседании Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Коми. Министр экономики Марина Анисимова представила итоги контрольной деятельности ведомства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. А также – предложила меры по повышению эффективности противодействия коррупции в этой сфере.
С момента вступления в силу 44-го федерального закона, то есть за 2014 - 2017 годы, сотрудники профильного органа исполвласти региона в ходе 231 проверки охватили 186 заказчиков республики, проверив свыше 2,5 тысяч закупок, из которых 45 % осуществлены с нарушениями. Заказчикам выдано 88 предписаний об устранении допущенных нарушений, а 111 должностных лиц привлечены к административной ответственности в виде штрафа (общая сумма штрафов составила 1,8 млн. рублей).
"Среди основных нарушений на первом месте – размещение в единой информационной системе информации о закупках с нарушением требований. На втором – неверный выбор способа определения поставщика. То есть заказчики закупают товары у единственных поставщиков без проведения конкурентных процедур с превышением установленного объема (более 2 миллионов рублей в год, либо более 5% от общего совокупного объема закупок). Замыкает первую тройку несвоевременное направление сведений в реестр контрактов", - сообщила министр.
Среди нарушений и незаконное отклонение или допуск участников закупок, что ставит под сомнение правильность выбора победителя. В таких случаях ответственность несут члены комиссии по закупкам (в 2015 году привлечено 13 членов, в 2016 – 2017 годах – 17 членов).
Что касается причин нарушений, по оценке министерства, они обусловлены нечетким распределением обязанностей между должностными лицами, осуществляющими закупки, низкой квалификацией специалистов. А также – отсутствием федерального органа, уполномоченного на толкование норм закона по аналогии с Налоговым кодексом (закон о контрактной системе имеет ряд неоднозначных положений, заказчики и контрольные органы по-разному трактуют нормы). Спор решается в судебном порядке уже по факту привлечения заказчика к ответственности. К слову, Минэкономики Коми неоднократно направляло на уровень РФ предложение по определению такого органа.
Еще одна проблема – это несовершенство и технические сбои информационной системы. Отсюда риск неверного указания заказчиками информации о контрактах, размещаемых в реестре.
"Министерство с учетом ограничений, установленных законодательством по ведению административных дел, в 2015-2017 годах могло охватить проверками в год не более 7 процентов заказчиков (исходя из общего количества государственных и бюджетных заказчиков - 378 единиц). Таким образом, периодичность плановых проверок в отношении одного заказчика составила один раз в 14 лет, тогда как федеральным законом предусмотрено право осуществлять проверку раз в полгода. Это создает у заказчиков ощущение безнаказанности", - высказалась Марина Анисимова.
Для улучшения качества работы и повышения эффективности в сфере закупок министерство разработало План превентивных мер (утвержден распоряжением правительства Коми от 15.02.2017 года № 74-р). В соответствии с Планом министерство постоянно ведет мониторинг муниципальных закупок с ценой контракта свыше миллиона рублей. За прошлый год выявлено 30 случаев нарушения законодательства при закупках посредством электронных аукционов. Информация направлена в Коми УФАС. Дело в том, что министерство не уполномочено осуществлять контроль с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта.
"Чтобы не допускать нарушений, министерство регулярно оказывает консультационную помощь заказчикам. Кроме того, информация об итогах контрольных мероприятий (предписания, акты проверок) размещаются в единой информационной системе. Таким образом, все заказчики республики могут оперативно знакомиться с итогами проверок, с выявленными нарушениями и нашей позицией по спорным вопросам", - уточнила докладчик.
Для повышения эффективности противодействия коррупции и сокращения нарушений при осуществлении закупок министерство предлагает продолжить работу по реализации Плана превентивных мер (распоряжение № 74-р), органам исполвласти региона усилить ведомственный контроль в отношении своих подведомственных учреждений и направлением материалов проверки, содержащих признаки состава административного правонарушения, в Министерство экономики.
***Министерство экономики Республики Коми как уполномоченный орган исполнительной власти региона осуществляет контроль соблюдения законодательства РФ и иных нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми и муниципальных нужд муниципальных образований.