Госсовет рассмотрит на заседании 19 апреля изменения в закон о Фонде финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в Коми. Коррективы связаны с совершенствованием методики распределения дотаций бюджетам муниципалитетов и расчета налогового потенциала территорий.
В законопроекте также уточняется понятие "налоговый потенциал".
Изменения методики распределения дотаций связаны с корректировкой способа распределения Фонда финансовой поддержки муниципальных районов в Коми. В действующей редакции закона о Фонде предусмотрено комбинирование двух подходов к распределению дотаций на выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов путем деления общего объема Фонда на две части (80% и 20%), и поэтапное распределение каждой из них по собственному алгоритму.
В целях повышения эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов, законопроектом предлагается распределять весь его объем методом полного выравнивания бюджетной обеспеченности наименее обеспеченных муниципалитетов на одном и том же максимально возможном уровне, что позволит исключить предоставление средств городам и районам, имеющим после выравнивания более высокую обеспеченность по сравнению с другими.
В расчете налогового потенциала законопроектом предусмотрены следующие изменения. Состав налогов, по которым проводится оценка налогового потенциала муниципалитетов, дополняется земельным налогом и налогом на имущество физических лиц, что позволяет повысить полноту учета налоговых источников местных бюджетов при осуществлении указанной оценки. Изменяется подход к содержанию показателей, используемых при расчете налогового потенциала по видам налогов.
Действующая редакция закона о Фонде финансовой поддержки для этого предусматривает показатели "доходной базы" по каждому налогу. В частности, по налогу на доходы физических лиц доходной базой является фонд начисленной заработной платы в соответствующем финансовом году в муниципальном образовании, по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности – оборот розничной торговли и общественного питания, объем платных услуг населению в соответствующем финансовом году в муниципальном образовании.
Сложившаяся практика расчета налогового потенциала муниципалитетов выявила недостатки вышеперечисленных косвенных показателей доходной базы, к которым относятся их невысокая точность и низкая степень прозрачности для органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), главным образом по причине отсутствия официальных статистических данных по этим показателям.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается переход к оценке налогового потенциала с использованием показателей "налоговой базы". Показателями налоговой базы устанавливаются сумма исчисленного налога для налога на доходы физических лиц, и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет – для остальных налогов, учитываемых при определении налогового потенциала. Перечисленные показатели берутся за три последних отчетных финансовых года, являются официальными отчетными данными Федеральной налоговой службы, и позволяют реализовать более точное определение налогового потенциала муниципалитетов при одновременном обеспечении высокой прозрачности используемых для расчета данных.
Также предусматривается, что в случае отсутствия на момент расчета налогового потенциала данных о показателях налоговой базы за последний отчетный финансовый год, расчет производится по данным за два отчетных финансовых года, предшествующих указанному.
Изменения методики распределения дотаций и расчета налогового потенциала не приводят к перераспределению доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РК.
Одновременно в ходе подготовки проекта регионального бюджета на 2019-2021 годы будет рассматриваться вопрос увеличения Фонда финансовой поддержки муниципальных районов в Коми. Предварительные расчеты на базе имеющихся показателей 2018 года показывают, что предполагаемое увеличение фонда с учетом изменения порядка его распределения, предусматриваемого законопроектом, позволит повысить уровень расчетной бюджетной обеспеченности всех муниципалитетов республики, за исключением имеющего максимальный уровень обеспеченности Усинска, причем большинство муниципальных районов (городских округов) (около 70%) повысят его существенно (в 1,2 раза).
МО |
Значение бюджетной обеспеченности по действующей Методике |
Значение бюджетной обеспеченности по новой Методике, с учетом увеличения Фонда |
МР "Печора" |
1,2963 |
1,3334 |
МР "Усть-Вымский" |
1,2587 |
1,3334 |
ГО "Сыктывкар" |
1,2559 |
1,3334 |
МР "Сосногорск" |
1,2503 |
1,3334 |
МР "Княжпогостский" |
1,1933 |
1,3334 |
ГО "Ухта" |
1,1617 |
1,3334 |
ГО "Воркута" |
1,1192 |
1,3334 |
МР "Сыктывдинский" |
1,1192 |
1,3334 |
ГО "Вуктыл" |
1,1192 |
1,3334 |
МР "Прилузский" |
1,1192 |
1,3334 |
МР "Сысольский" |
1,1192 |
1,3334 |
МР "Тр.-Печорский" |
1,1192 |
1,3334 |
МР "Койгородский" |
1,1192 |
1,3334 |
ГО "Инта" |
1,1192 |
1,3334 |
МР "Удорский" |
1,1192 |
1,3334 |
МР "Усть-Куломский" |
1,1192 |
1,3334 |
МР "Корткеросский" |
1,1192 |
1,3334 |
МР "Ижемский" |
1,1192 |
1,3334 |
МР "Усть-Цилемский" |
1,1192 |
1,3334 |