2 апреля отмечается Международный день детской книги. "Комиинформ" продолжает серию интервью с работниками культуры, посвященную Году культуры, объявленному главой Коми Сергеем Гапликовым. И сегодня предлагаем вашему вниманию беседу с директором Национальной детской библиотеки имени С.Я.Маршака Мариной Кругловой.
- Когда вы возглавили библиотеку, многое пришлось переделывать, перестраивать? Какие цели перед вами стояли?
- Пять лет назад руководство передо мной поставило простую цель – сделать так, чтобы детям, во-первых, захотелось прийти в библиотеку, а во-вторых, не хотелось из нее уходить. Момент для этого был выбран удачный, так как я пришла в библиотеку, когда уже завершался капитальный ремонт, была перенесена входная зона, изменились интерьеры, появилась новая мебель. Благодаря госпрограмме "Культура Республики Коми" библиотека получила компьютерную технику, видео презентационное оборудование, Xbox и игровые терминалы.
Дело оставалось за "малым" – сделать так, чтобы современные, загруженные уроками, спортивными и творческими занятиями дети захотели к нам прийти. И мы с коллективом решили, что библиотека должна удивлять своего читателя. А для этого нужны и комната сказок, и мультстудия, и студия каллиграфии, и увлекательные мастер-классы, и игротеки. Чтобы воплотить все эти смелые задумки, библиотека стала развивать проектную деятельность. За пять лет мы выиграли 10 грантовых конкурсов, благодаря чему у нас появились привлекательные зоны, где дети творят, общаются и успешно самореализуются. И как показывает опыт, придя в библиотеку на творческую студию, дети постепенно становятся нашими читателями.
Хочу сказать, что нам было на кого равняться. Мы использовали новые веяния в библиотечном деле российских, зарубежных и республиканских библиотек. В первую очередь ориентировались на передовой опыт Юношеской библиотеки Республики Коми и Специальной библиотеки Республики Коми для слепых имени Брайля.
- Говорят, поменялся стиль руководства библиотекой. Какими принципами вы руководствуетесь в своей работе? Правда ли, что вы сами и книги таскаете, и пол подметаете?
- Я придерживаюсь позиции, что человеку нужно дать возможность реализовать себя, не навязывая свое мнение. Убеждена, что командная работа, доверие, справедливость к персоналу, инициативность и открытость всегда дадут положительный результат. В любой профессии кадры решают всё. В нашей библиотеке коллектив небольшой, всего 39 человек, и у нас есть хорошая традиция выполнять все задачи вместе, ну и, конечно, коллективно нести ответственность за результат. Мы ведь еще являемся и методическим центром для библиотек, обслуживающих детей, работы хватает. С гордостью могу сказать, что за опытом работы к нам едут не только из муниципальных районов нашей республики, но и из других субъектов Российской Федерации, это высокая оценка нашей работы.
В библиотеке много внимания уделяется наставничеству, формированию комфортного психологического климата в коллективе и непрерывной системе повышения квалификации. Быть детским библиотекарем сложно, потому что заставлять детей читать бесполезно, мы можем только заинтересовать их чтением, а для этого библиотекарю самому необходимо быть компетентным читателем, талантливым рассказчиком, мудрым педагогом и тонким психологом в одном лице.
Что касается "перетаскивания" книг – да, переносить книги приходится частенько. Это ведь обычное явление для библиотеки, и когда есть необходимость, мы встаем всем коллективом в так называемую "цепочку". И тут нет никакой разницы – директор ты или рядовой сотрудник. Все равны. Что касается подметания полов, у нас, конечно, есть технические работники, но если их рабочий день завершен, а ты видишь на полу бумажку, то ведь не будешь ждать следующего дня, а поднимешь ее и выбросишь, потому что вокруг читатели и им хочется находиться в чистой библиотеке. Если у тебя дома какой-то непорядок, мы не ждем, что-то кто-то придет и уберет. Для нас библиотека – наш дом.
- По вашему наблюдению, дети сейчас больше или меньше читают?
- Дети читают. Я ориентируюсь на тех, кто приходит к нам. Они читают с удовольствием. У нас есть дети, которые читают более ста книг в год. Когда взрослые говорят, что дети не читают – они лукавят. Нужно задать себе вопрос: "А что мы сделали для того, чтобы дети читали?". Может быть мы не даем книги детям в том количестве, чтобы заинтересовать и вызвать восхищение? Когда в нашу библиотеку приходят маленькие дети, видят 130 тысяч книг – у них глаза делаются круглыми от такого изобилия. И они начинают читать. Но есть, к сожалению, еще библиотеки, где приходит 20 книг в год, в таком случае мы и получаем нечитающих детей.
Кто-то из великих сказал, чтобы приучить ребенка к чтению, нужно просто найти книгу, которая будет ему интересна. У нас есть такая возможность. Как республиканская библиотека, мы комплектуемся хорошо – ежегодно до трех тысяч книг. Соответственно, и выбор у читателей колоссальный. Год назад наша библиотека закупила две партии книг на президентские средства, выделенные детским библиотекам и отправила их в путешествие по муниципальным детским библиотекам республики. Мы назвали этот проект "Книжный сундучок", и везде, где наши сундучки появляются, интерес детей к книгам очень большой.
Кстати, библиотека уже пять лет по просьбам родителей наших читателей работает без выходных дней, кроме летнего периода. И читатель находится здесь по три, четыре, пять часов. Им интересно. Здесь все время происходит что-то новое. Мы – детская библиотека, нам можно и нужно шалить. Библиотека стала для детей и родителей местом, где хочется быть, по-другому – точкой удивления. Взрослые говорят, что когда к нам приходишь, попадаешь в совершенно другой мир. Такая доброжелательная, комфортная и уютная атмосфера – заслуга всего коллектива.
- Как вы считаете, книги предпочтительнее электронных носителей? Или это не принципиально?
- Скажу крамольную мысль для библиотекаря – лично для меня не принципиально. Если бы мы цеплялись за традиционные форматы, то до сих пор бы ходили с глиняными дощечками или наскальными надписями. Есть моменты, когда электронная книга гораздо удобней в использовании. Во многих школах России комплект учебников выдают на электронном носителе и видя перегруженные рюкзаки наших детей, понимаешь, насколько это удобно. Но когда видишь, с каким интересом ребенок перелистывает страницы яркой, красочной книги, то понимаешь, что это ведь сразу несколько точек восприятия: и зрительная, и тактильная, и даже запах книг запоминается. Поэтому с эстетической точки зрения бумажной книге замены нет.
Впрочем, и как надежному носителю информации. Дискеты исчезли, компакт-диски уже не знаешь, куда вставлять, а бумажный носитель остается с нами уже более двух тысяч лет.
- Что вы читаете своим детям?
- Они у меня уже большие, но в детстве я им читала сказки, Николая Носова, Виктора Драгунского. Альберт Эйнштейн говорил: "Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они стали еще умнее, то читайте им больше сказок". Теперь читаю семилетней внучке. Часто, когда она меня просит почитать, из-за бешеного ритма жизни думаешь, что тебе некогда. А потом одергиваешь себя: "Ты же детский библиотекарь, да еще и во втором поколении". Все откладываю, беру книгу и сажусь читать.
Самая большая ошибка родителей, это то, родители перестают читать детям, когда те начинают читать самостоятельно. Не переставайте, читайте своим детям лет до 12, пока у них высока потребность в общении с вами. Обсуждайте прочитанное, ведь вы тем самым формируете понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести. Вы укрепите свои семейные узы с ребенком, и они останутся на всю жизнь.
- Любимые книги ваших детей и вашей внучки?
- У старшего сына любимая книга "Спартак" Джованьоли, младшему нравилась книга "Человек-амфибия" Беляева. Назвать любимую книгу внучки сложнее, потому что сейчас огромный выбор детской литературы. Из последних прочитанных книг ей полюбилась серия про Финдуса и Петсона Свена Нурдквиста. Ну и, конечно, ей очень нравится "Волшебник изумрудного города" Волкова.
- А ваша любимая книга в детстве?
- Я читала "Педагогическую поэму" Макаренко, даже не могу сосчитать, сколько раз, начиная с пятого класса. Это была любимая настольная книга. Ну и тот же Волков, конечно. А последняя книга, которую прочитала, это письма Пушкина жене. Всегда обходила жанр мемуаров, но увидев ее на полке в нашей библиотеке, решила прочесть. И она меня немножечко потрясла.
У нас много талантливых писателей, и, слава Богу, есть библиотеки, где можно эти книги брать, ведь книги – это удовольствие недешевое. На днях к нам пришла записываться мама, у которой семеро детей от 3 до 17 лет. Я показала все наши залы: приходите, берите, читайте – это ведь такая экономия для семейного бюджета. Посчитайте: на семерых детей хотя бы по одной книжке в месяц. Это 7 умножить на 450… А сколько это в год? Библиотека помогает экономить семейный бюджет.
Кстати, после интервью Марина Круглова с большим энтузиазмом провела экскурсию по основным помещениям библиотеки и для журналистов "Комиинформа". Она очень живо рассказывала о том, чем дети могут заняться в том или ином зале. И то, что ребенок может провести несколько часов в библиотеке, уже не казалось таким фантастическим.
- Вернемся к чтению книг вслух. Вы ведь сумели победить на республиканском этапе чемпионата "Открой рот". Вкратце расскажите, как это было…
- Я попала на чемпионат случайно. Меня просто позвала Полина Романова (замруководителя ИА "Комиинформ". - Прим. авт.) "за компанию". И уже сидя в зале, где шла перекличка зарегистрировавшихся ранее участников чемпионата, я услышала ее вопрос: "А ты бы хотела участвовать?", я утвердительно кивнула, предполагая, что речь идет о далеком будущем, не подозревая даже, что Полина тут же заявит мою кандидатуру к участию.
Юношеская библиотека подошла к организации чемпионата креативно, создала атмосферу праздника. Такой кураж был у участников. Мне повезло с произведением. Роберта Рождественского трудно испортить. Попадись более сложное произведение, чаша весов, думаю, была бы не на моей стороне.
- Теперь о более серьезном: об объявленном Сергеем Гапликовым Годе культуры в Коми. Я не буду спрашивать, что он значит для республики. Что он значит для библиотеки Маршака? Какие возможности он перед вами открывает и какие цели вы перед собой поставили?
- Важно то, что впервые в республике уделяется такое внимание культуре, важно, что наш вклад в развитие республики оценен на уровне Правительства. Учреждения культуры и искусства создают культурное пространство в республике, это пространство, в свою очередь, формирует подрастающее поколение, а следовательно, и наше с вами будущее, будущее наших детей и внуков.
Конечно, объявление Года культуры – это большая ответственность для всех нас. Мы приступили к реализации трехлетней концепции "Детская библиотека – добрый и умный сосед" по созданию в библиотеке просветительской среды, где маленький Человек формируется как грамотный и рассудительный Читатель, получает дополнительные знания, развивает навыки общения, с интересом и пользой проводит не только свое свободное время, но и приходит к нам с друзьями, со всей семьей, получает информационную и психологическую поддержку.
У нас много друзей и единомышленников, мы признательны всем нашим партнерам за помощь, благодаря которой библиотека с каждым годом становится все ярче и лучше.
В этом году у нас впервые появился шахматный клуб, стартовала школа юного блогера, открыл свои двери Центр экологического просвещения "Филин", в настоящее время идет акция "Архангельск и Сыктывкар читают вместе!", которая нацелена на то, чтобы читатели Архангельской областной детской библиотеки им. А.Гайдара познакомились с замечательной книгой нашего писателя Петра Столповского "Дай доброты его сердечку", а наши читатели – с книгой архангельского писателя Михаила Попова "Юнкерсы над Соломбалой". Такую акцию библиотека проводит впервые. Вместе с нашими читателями мы готовим к выпуску новые мультфильмы, открылись пять развивающих студий творческого читателя.
Но главное богатство библиотеки – это книги. У нас самый богатый книжный фонд детской литературы в республике – 130 тысяч книг. Мы приглашаем к нам всех родителей и детей, приходите, ваши будущие любимые книги ждут вас на наших полках.