На неделе в Коми, как и по всей стране, начались проверки торговых и торгово-развлекательных комплексов на предмет пожарной безопасности. Органы надзора должны дать ответ: безопасно ли находиться жителям Коми в таких зданиях.
Причиной тотальных рейдов послужила трагедия в Кемерово, где в "Зимней вишне" из-за вспыхнувшего пожара посетители, среди которых - дети, не смогли выбраться и погибли в "огненной ловушке".
Как ранее сообщал "Комиинформ", представители МЧС по Коми уже побывали в ТЦ "Аврора", а в ТЦ "Парма" менеджмент сработал на опережение, проверив свое здание самостоятельно. На предстоящей неделе выездной мониторинг продолжится. Надеемся, им будет охвачен не только Сыктывкар, поскольку таких мест немало и в других городских округах, а также в районных центрах.
Для Коми тема не просто чувствительная. Ухта стала известна на всю страну летом 2005-го, когда на пожаре в ТЦ "Пассаж" погибли люди. За поджог отбывают срок в колонии двое молодых людей, признанных исполнителями. Те же, кого следствие считает заказчиками, сбежали из России после оправдательного приговора, позже отмененного.
С того громкого события прошло свыше десятка лет. Но история повторилась. До "Зимней вишни", если кто помнит, еще случилась "Хромая лошадь". Однако пристального внимания на самом верху хватает ненадолго.
Понятно, что первыми в очереди выслушать обвинения – собственники частного увеселительного заведения. Однако продолжают пока еще спокойно оставаться на свободе те "специалисты", которые позволили сначала построить, затем ввести здание в эксплуатацию, а далее – преспокойно использовать его для извлечения легкой прибыли.
В России давно пора ввести строжайшую ответственность вплоть до уголовной и в отношении проектировщиков нежилой недвижимости с предназначением "массового скопления граждан", и в отношении органов надзора, без положительных заключений которых ни одно здание не может распахнуть двери для посетителей (начиная от пожарных и заканчивая санэпидемстанциями).
Кроме того, назрели изменения в законодательство в сторону ужесточения плановых проверок любых сооружений, где априори возможно пребывание большого количества детей и взрослых. А то в угоду установки "прекратить кошмарить бизнес" проверяющим в последние годы стало практически невозможно на легальных основаниях проверять с упорной регулярностью такие места. А это важно, поскольку пожарная сигнализация, имевшаяся при начале деятельности торговых центров, может быть в итоге отключена, как и системы оповещения, двери запасных выходов могут оказаться забиты бытовым хламом или просто закрытыми на замок, а огнетушители – пропасть либо оказаться просроченными.
Что касается зданий как таковых – в наши дни новостройки возводятся, и это следует признать, весьма просторными. Так делается не ради безопасности посетителей, а ради возможности базировать как можно больше торговых точек и мест досуга: от детских игровых и спортивных уголков до кинозалов. Так что с точки зрения архитектурных особенностей современные торговые центры позволяют одновременно всей толпе успеть ринуться на улицу.
Другое дело – старые здания, построенные в советские времена под крытые рынки либо переданные под них. Как "Калевала" или "Дома быта" в том же Сыктывкаре. Там физически протискиваться по узеньким коридорам, подниматься и спускаться по крутым лестницам – не просто даже в обычных условиях пиковых посещений. Что уж говорить, если случится ЧП…
Так или иначе, выводы предстоит сделать ответственным структурам. Как указал президент России Владимир Путин, серия проверок не должна превратиться в стране в компанейшину. Это правильно. Как не должен ограничиться анализ случившегося в Кемерово отставкой одного лишь губернатора.
Да, главы регионов отвечают за всё на вверенных им территориях. Однако не они продают земли бизнесменам под стройки торговых центров, а мэры и депутаты муниципалитетов. Не губернаторы проектируют и допускают ввод зданий в эксплуатацию. И не они должны отслеживать, чтобы в таких местах нормы безопасности сохранялись незыблемыми как в день открытия, так и спустя годы.