Новости Республики Коми | Комиинформ

Лариса Иванова: "В народном театре артист не загнан в рамки"

Лариса Иванова: "В народном театре артист не загнан в рамки"
Лариса Иванова: "В народном театре артист не загнан в рамки"
logo

2018 год объявлен в Коми Годом культуры. "Комиинформ" начинает цикл интервью к Году культуры, объявленному в Коми.

Государственные учреждения культуры и искусства строят на этот год грандиозные планы, задумывают большие проекты — часто необычные и нехарактерные. В то же время в Сыктывкаре уже почти 30 лет живет народный театр "Фантастическая реальность", где у актеров нет профильного образования, декорациями служат "три куска бархата", но постановки неизменно собирают аншлаги в больших и малых залах. О том, почему нужно любить не только большую сцену, но и репетиции в подвалах, за что театр любит публика, рассказала в интервью "Комиинформу" режиссер "Фантастической реальности" Лариса Иванова.

История театра "Фантастическая реальность" началась 27 лет назад. Самодеятельные артисты поставили "Шинель" на сцене Дома профсоюзов. Постановка сорвала аншлаг и пришло понимание — нужно творить дальше.

DSC_0213-1.jpg

- На заре зарождения театра мы репетировали в подвале на Чернова, 20. Там нельзя было делать постановки, но мне, тогда молодой артистке и начинающему режиссеру, было плевать. Мы стали показывать там спектакли, были какие-то совершенно сумасшедшие аншлаги. Билетов было не купить. На спектакле "Пиковая дама" одна женщина не смогла попасть в переполненный зал, но не ушла, а осталась стоять и слушать постановку в коридоре.

Когда мы только начинали, мне было очень страшно. Желание сделать хорошо - так, чтобы другие ахнули и самой было не стыдно, держит в страхе за постановку и по сей день.

- "Фантастическая реальность" - народный театр, в чем отличие "самодеятельности" от профессиональных театров?

-​ Мне не нравится слово "народный", мне нравится слово "любительский". Мы - не репертуарный театр, для нас неважно количество спектаклей, как для театра оперы и балета и драматического. Они существуют на серьезные деньги, и эти деньги им надо отрабатывать. Во многом наше отличие в том, что артисты у нас не загнаны в рамки. Для них творчество — это хобби, это удовольствие. Да, мы репетируем после основной работы, но в нашем театре критерии качества не стоят на первом месте. Это чистое творчество. Профессиональным театрам эта роскошь недоступна: режиссер сказал — артист сделал. Часто нужно идти против себя, а не коленца выбрасывать. У нас такого не бывает, если человек чувствует по-другому, я не могу его заставить.

DSC_0216-1.jpg

-​ Получается, что ваш театр - это площадка для реализации творческих личностей. Кто приходит к вам?

-​ Никто из этих людей раньше не задумывался, что может стать артистом. Среди них есть учителя, медики, менеджеры и даже работники прокуратуры. Людей с профильным образованием тут мало, потому что мы любительский театр. Если у человека есть желание играть, мы найдем ему применение. Конечно, есть определенный костяк, который существует в театре много лет, есть люди, которые приходят попробовать себя в новой роли, есть и профессиональные актеры. Так, заслуженная артистка России Ольга Носкова однажды примерила роль Медеи и выступает с нашим спектаклем уже более трех лет. Сейчас у нас играют и студенты колледжа культуры. Как выпускники, так и первокурсники — каждый находит что-то свое.

-​ За без малого 30 лет в театре сменилось уже не одно поколение артистов. Чем отличается современная молодежь?

-​ В моей юности не было интернета, я не была привязана к телевизору — смотрела, наверное, по полчаса в день. А если нужна была какая-нибудь информация, мы записывались в библиотеки. Сейчас дети практически не читают, их сознание воспринимает максимум два абзаца - и это катастрофа. Они не хотят анализировать информацию и принимают все данное за чистую монету. Отсюда и распространенная позиция: "Не смотрел, но осуждаю". Они абсолютно другие — во многом дезориентированные и выбирают будущее неосознанно.

DSC_0223.jpg

-​ Если "Фантреальность" - театр энтузиастов, какие силы и средства требуются для постановки спектаклей?

-​ Театр — это не атрибутика. Заработаем копеечку, купим, грубо говоря, 9 метров бархата, и вот у нас уже одежда сцены. Можно анонсировать премьеру. Даже если у меня все отнимут, у меня останется голова на плечах, опыт и желание делать хорошо.

-​ На что опираетесь при выборе репертуара?

- Это просто приходит. Я не из тех людей, кто сидит над кипами драматургии. Я не ищу, а беру то, что меня цепляет на данный момент жизни, пусть даже история пришла из глубины веков. Сегодня меня беспокоит, куда катится этот мир, завтра я хочу рассказать о любви. Да и все, что когда-либо написано, — о любви. Но главное в режиссуре — поднимать общечеловеческие темы, чтобы постоянно шел обмен энергией между сценой и зрителем. Мне нравятся люди в пограничном состоянии, они не умеют лгать, когда с ними происходит что-то настоящее.

DSC_0235.jpg

-​ Один из ваших "фантастических" проектов — пьеса Хармса "Цирк Шардам". Премьера удалась?

-​ Идея витала в воздухе больше года, только реализация хромала. Пьеса предполагает большое количество артистов и когда к нам пришли студенты, идея начала воплощаться в реальность. Кукольный театр — это отдельная специфика, куклы могут могут все — взлетать, приземляться и снова лететь. Поэтому мы с артистами на первый план вывели драматургию взаимоотношений. У нас нет цирка в прямом понимании — это колледж культуры, а не цирковое училище. Для молодых артистов "Цирк" не просто премьера спектакля, а первый выход на сцену. Я часто ставлю себя на место зрителя и вижу все моменты, которые можно изменить и доработать. Но я намеренно этого не делаю — даю возможность артистам научиться додумывать и работать над собой. А не просто вышли, получили аплодисменты и спрятались.

DSC_0257.jpg

-​ Кто ваш зритель?

- На мой взгляд "Фантастическая реальность" - театр для широкого зрителя. Каждая наша постановка особенная, поэтому, если зрителю что-то не нравится, он смело уходит. Повторюсь, если репертуарный театр из года в год "гоняет" одни и те же постановки, то мы работаем по другому образцу. Мы делаем спектакль, показываем его пока можем показывать, а потом берем что-то другое. У нас не стоит задачи держать спектакль в репертуаре. При этом у нас сформировался круг зрителей, которые всегда ждут новых спектаклей.

Мне бы не хотелось, чтобы нас рассматривали как очередной талантливый коллектив. Стремление понравиться каждому, просто обратить на себя внимание — бессмысленно. Я абсолютно уверена, что мы и так прекрасно существуем. Я довольна, что у нас есть место, куда можно прийти и где можно репетировать.