Новости Республики Коми | Комиинформ

Студенты сыктывкарской Школы межэтнической журналистики прошли межконфессиональный "ликбез"

Студенты сыктывкарской Школы межэтнической журналистики прошли межконфессиональный "ликбез"
Студенты сыктывкарской Школы межэтнической журналистики прошли межконфессиональный "ликбез"
logo

Cлушатели школы межэтнической журналистики узнали о межконфессиональных проблемах в Республике Коми. В сложную тему их погрузил доктор богословия, пресс-секретарь Сыктывкарской епархии архимандрит Филипп (Филиппов). Темой "двухсерийного" занятия стали различия в традиционных религиях и борьба с экстремизмом.

2.jpg

Делая обзор традиционных религий, о.Филипп рассказал о внутриконфессиональных различиях в представлениях о будущей жизни.

7.jpg

Так, в буддизме после смерти тела следует реинкарнация души. В православии – рай и ад как состояние вечного блаженства и вечного мучения. Католики, кроме рая и ада, выделяют чистилище как место ожидания суда. В исламе тоже есть рай, но в нем, в отличие от христианства, можно блаженствовать физически, например, жениться и вообще испытывать какие-то подобные земным удовольствия.

3.jpg

Иудаизм – ветхозаветная религия, из которой вышло христианство. По христианской вере, Иисус Христос – сын Бога, а иудеи, не признавшие его, до сих пор ждут пришествия мессии.

6.jpg

Подробно о.Филипп остановился на происхождении и ответвлениях ислама. Официально он разделен на суннитов (90% мусульман) и шиитов (8%). Сунниты принимают Коран и сунну. Шииты выносят собственные суждения и придают особую святость одному из последователей пророка Мухамеда - Али. О.Филипп подчеркнул, что это мирная религия, чего не скажешь об одном из его радикальных ответвлений - ваххабизме.

10.jpg

Идеология опасного течения основана на непринятии самой сути коренной религии. Его последователи выступают против богатства и роскоши и радикально борются с европейским культурным влиянием и культом святых. Именно на этой идеологии основана запрещенная в России организация ИГИЛ.

4.jpg

Это, по словам доктора богословия, - один из самых радикальных примеров экстремизма. А начинается он с обыкновенного протеста, предостерег он.

"Есть такая фраза в Священном писании: "Отцы, не раздражайте детей своих", потому что это вызовет у них протест, и они легко примкнут к какой-то протестной организации", - отметил он и напомнил, что у христиан нет и не может быть радикальных организаций, потому что идеи этой религии совершенно противоположные экстримистским: в них главенствует идеология любви.

5.jpg

Всего в России 62 запрещенных экстремистских организаций. "У нас в Коми сейчас достаточно спокойная ситуация", - сказал о.Филипп. Говоря о ситуации в Коми, он напомнил лишь об одном ярком примере экстремистской организации. В 2016 экстремистским, а значит, запрещенным, признан "Рубеж Севера". "Кстати, сейчас один из его последователей воюет в Украине на стороне карательного батальона "Азов"", - проиллюстрировал лектор опасное влияние радикальных организаций на умы своих приверженцев.

8.jpg

В Коми две крупных централизованных организации - духовное управление мусульман и епархиальное управление - мирно сосуществуют много лет. "Мы общаемся по вопросам социального служения. У нас хорошие отношения, они очень интересные люди, но религиозных вопросов мы с ними не затрагиваем", - отметил отец Филипп и добавил, что время от времени они с архиепископом Питиримом ходят в гости к муфтию Валиахмаду Гаязову, а благодаря последнему, в архиерейском доме бывает свежий башкирский мед.

9.jpg

Также в прошлом году экстремистской организацией была принята “свидетели Иеговы”. Причины этого часто не видны обывателям. А они, по словам о.Филиппа, веские, вот только две из них: выпуск литературы против существующего у нас строя и запрет на переливание крови, что привело не к одной смерти пациента. Напомним, в Сыктывкаре также действовал “Зал царства”, но он был закрыт по решению суда, когда деятельность "свидетелей" признали экстремистской.

12.jpg

Сделав краткий обзор истории религий, куда вошла и история разделения христианства на православие и католицизм, доктор богословия предложил студентам задавать вопросы. Среди десятка самых разных были вопросы о псевдоевангелиях, путающих интернет-пользователей, не оскорбляет ли праздник красок холли РПЦ ("Нисколько", - был ответ). Студентам было интересно, зачем в церквях поклоняются мощам святых, на что отец Филипп ответил, что поклоняются не самим костям, а образу Бога в лице святого, приблизившегося к Нему при жизни. "Когда вы смотрите на фотографию любимого человека и целуете ее, вы целуете бумагу или образ изображенного человека?" - проиллюстрировал архимандрит.

На вопрос о сходствах и различиях задач любой церкви и государства, о.Филипп подчеркнул: "Государство защищает тело, а церковь спасает душу".

Материал стажера публикуется в рамках проектов "Школа Комиинформа" и "Школа межэтнической журналистики"