Cлушатели школы межэтнической журналистики узнали о межконфессиональных проблемах в Республике Коми. В сложную тему их погрузил доктор богословия, пресс-секретарь Сыктывкарской епархии архимандрит Филипп (Филиппов). Темой "двухсерийного" занятия стали различия в традиционных религиях и борьба с экстремизмом.
Делая обзор традиционных религий, о.Филипп рассказал о внутриконфессиональных различиях в представлениях о будущей жизни.
Так, в буддизме после смерти тела следует реинкарнация души. В православии – рай и ад как состояние вечного блаженства и вечного мучения. Католики, кроме рая и ада, выделяют чистилище как место ожидания суда. В исламе тоже есть рай, но в нем, в отличие от христианства, можно блаженствовать физически, например, жениться и вообще испытывать какие-то подобные земным удовольствия.
Иудаизм – ветхозаветная религия, из которой вышло христианство. По христианской вере, Иисус Христос – сын Бога, а иудеи, не признавшие его, до сих пор ждут пришествия мессии.
Подробно о.Филипп остановился на происхождении и ответвлениях ислама. Официально он разделен на суннитов (90% мусульман) и шиитов (8%). Сунниты принимают Коран и сунну. Шииты выносят собственные суждения и придают особую святость одному из последователей пророка Мухамеда - Али. О.Филипп подчеркнул, что это мирная религия, чего не скажешь об одном из его радикальных ответвлений - ваххабизме.
Идеология опасного течения основана на непринятии самой сути коренной религии. Его последователи выступают против богатства и роскоши и радикально борются с европейским культурным влиянием и культом святых. Именно на этой идеологии основана запрещенная в России организация ИГИЛ.
Это, по словам доктора богословия, - один из самых радикальных примеров экстремизма. А начинается он с обыкновенного протеста, предостерег он.
"Есть такая фраза в Священном писании: "Отцы, не раздражайте детей своих", потому что это вызовет у них протест, и они легко примкнут к какой-то протестной организации", - отметил он и напомнил, что у христиан нет и не может быть радикальных организаций, потому что идеи этой религии совершенно противоположные экстримистским: в них главенствует идеология любви.
Всего в России 62 запрещенных экстремистских организаций. "У нас в Коми сейчас достаточно спокойная ситуация", - сказал о.Филипп. Говоря о ситуации в Коми, он напомнил лишь об одном ярком примере экстремистской организации. В 2016 экстремистским, а значит, запрещенным, признан "Рубеж Севера". "Кстати, сейчас один из его последователей воюет в Украине на стороне карательного батальона "Азов"", - проиллюстрировал лектор опасное влияние радикальных организаций на умы своих приверженцев.
В Коми две крупных централизованных организации - духовное управление мусульман и епархиальное управление - мирно сосуществуют много лет. "Мы общаемся по вопросам социального служения. У нас хорошие отношения, они очень интересные люди, но религиозных вопросов мы с ними не затрагиваем", - отметил отец Филипп и добавил, что время от времени они с архиепископом Питиримом ходят в гости к муфтию Валиахмаду Гаязову, а благодаря последнему, в архиерейском доме бывает свежий башкирский мед.
Также в прошлом году экстремистской организацией была принята “свидетели Иеговы”. Причины этого часто не видны обывателям. А они, по словам о.Филиппа, веские, вот только две из них: выпуск литературы против существующего у нас строя и запрет на переливание крови, что привело не к одной смерти пациента. Напомним, в Сыктывкаре также действовал “Зал царства”, но он был закрыт по решению суда, когда деятельность "свидетелей" признали экстремистской.
Сделав краткий обзор истории религий, куда вошла и история разделения христианства на православие и католицизм, доктор богословия предложил студентам задавать вопросы. Среди десятка самых разных были вопросы о псевдоевангелиях, путающих интернет-пользователей, не оскорбляет ли праздник красок холли РПЦ ("Нисколько", - был ответ). Студентам было интересно, зачем в церквях поклоняются мощам святых, на что отец Филипп ответил, что поклоняются не самим костям, а образу Бога в лице святого, приблизившегося к Нему при жизни. "Когда вы смотрите на фотографию любимого человека и целуете ее, вы целуете бумагу или образ изображенного человека?" - проиллюстрировал архимандрит.
На вопрос о сходствах и различиях задач любой церкви и государства, о.Филипп подчеркнул: "Государство защищает тело, а церковь спасает душу".
Материал стажера публикуется в рамках проектов "Школа Комиинформа" и "Школа межэтнической журналистики"