Когда отельер немного художник, или что ждет гостей старейшего отеля столицы Коми "Сыктывкар", во что в скором времени превратится гостиничный ресторан и как работается со знаменитыми этнофутуристами в интервью "Комиинформу" рассказала директор гостиницы Анастасия Прокудина.
- Вы стали одним из организаторов прошедшего в Сыктывкаре семинара по порядку классификации гостиниц. Зачем Вам это было нужно? Какие новые знания Вы получили?
- Сегодня коллектив гостиницы "Сыктывкар" - это профессиональная, сплоченная и работоспособная команда. И мы крайне заинтересованы в том, чтобы не только поддержать этот уровень, но и развивать свою команду, вовлекая каждого специалиста в процессе повышения квалификации, развитии компетенции.
Выступая в качестве организаторов, мы преследовали две основные цели. Первая – объединить на одной площадке представителей всех форм гостиничного бизнеса – как крупных, так и небольших – для совместного обсуждения актуальных проблем. Вторая – повысить квалификацию собственных специалистов.
То, что данный семинар было необходимо провести нет никаких сомнений: в нем приняли участие девять муниципалитетов, порядка 70 специалистов самых разных форм предприятий сферы гостеприимства. Эксперты в заключительной части семинара попали в настоящее "окружение" и были засыпаны вопросами по самым разным направлениям.
И ещё я думаю, когда человек любит своё дело, он заинтересован в его развитии. Не только в развитии своего предприятия, но и отрасли в целом. Мне хотелось, чтобы гостиничный рынок Коми выглядел достойно не только на российском, но и на международном рынке.
- А что ему сейчас мешает выглядеть достойно?
- Нельзя категорично сказать, что он выглядит как-то недостойно. Есть масса положительных моментов, но есть и отрицательные, которые предстоит преодолеть.
- Обязательная классификация гостиниц – это бремя для отельеров? Или возможность продвинуть своё дело?
- Прохождение классификации – это прежде всего обязанность по исполнению федерального законодательства. Мы для себя рассматривали это как возможность внутреннего аудита, оценить соответствие к предъявляемым требованиям. Скорее, это возможность подтвердить своё качество, гарантировать гостям сервис достойного уровня и возможность для собственного развития.
Сегодня только два предприятия в республике прошли классификацию и имеют сертификат "звездности" - отель "Авалон" и гостиница "Сыктывкар".
Согласно статистике, в Коми 124 средства размещения и всем необходимо не позднее 1 сентября 2019 года пройти эту процедуру и получить свидетельства.
Кстати, семинар ещё был направлен на то, чтобы обратить внимание специалистов из муниципалитетов, что в нашем регионе есть собственный аккредитованный эксперт – директор отеля "Авалон" Елена Алексеевна Тарасенко. Она имеет колоссальный опыт и может проводить консультации для предприятий из отдаленных уголков нашей республики.
- Когда мы узнали, что "Сыктывкар" получил только две звезды, удивились. Думали, что звезд должно было быть как минимум три.
- Три звезды – самая распространённая категория отелей. Но вы совершенно правы – гостиница "Сыктывкар" по большинству критериев соответствует категории три звезды, а по некоторым позициям мы соответствуем и "четверке".
Однако в приказе №1215 Минкульта РФ, в порядке классификации содержатся требования, обязательные для соответствия той или иной категории. И площадь номеров является именно таким, обязательным критерием.
А если мы вспомним историю гостиницы, то обнаружим, что её функциональное предназначение должно было бы быть другим. Да и минуло уж более 40 лет…
Так что площадь некоторых наших номеров "не дотягивают" до трех звезд.
Хочется отметить, что эксперты и наш коллектив делают ставку на узнаваемость и стабильно высокие стандарты качества предприятия, которые изначально здесь внедрялись и поддерживаются на протяжении долгих лет.
- Значит ли это, что вы обречены на "двухзвездность"?
- Нет, не значит. В будущем возможна реконструкция части номерного фонда гостиницы. Это очень трудоёмкий процесс, но эксперты не сомневаются, что мы с ним справимся. Думаю, это будет этап "через тернии к звездам".
- Что дает знание о "звездности" отеля постояльцам?
- Прежде всего, это степень доверия. Деловые туристы понимают, что количество звезд говорит об уровне. Здесь мы, конечно, выставили на понижение, и кто ни разу не был у нас, может подумать, что звезд маловато. Но сейчас отельный рынок работает – и это стало тенденцией – на постоянных клиентов. Это одни и те же гости, одни и те же компании, которые направляют своих сотрудников, это гости, которые живут у нас несколько раз в год. Мы знаем их в лицо, есть гости, которые даже номер предпочитают заказывать один и тот же. Все очень индивидуально. Например, кому-то нужны только шторы blackout, кто-то не любит зеленых номеров, кому-то нужен матрас пожестче. У нас есть клиент, которому нравилось все – кроме коврового покрытия, он заметил, что ему пыльно, "нечем дышать". Когда он приехал в следующий раз, его ждал номер с паркетом. И когда ты знаешь и помнишь об этом, им это приятно. Звезды звездами, а человеческие отношения превыше всего.
- В общем, вы предпочитаете занизить свой уровень и приятно удивить гостей, чем задрать планку и разочаровать их?
- Безусловно. И вы с этим наверняка сталкивались в курортных странах или по отзывам, выбирая отель. Когда люди пишут: "Отель заявлен как тройка, а на деле твердая четверка". Или: "Ехали в пятерку, попали в среднюю тройку". Этим летом я сама столкнулась с такой ситуацией, отель разочаровал, хотя звезды были заявлены на "5".
- Как проходит аттестация отеля?
- Эксперты приглашаются заранее, заполняется масса документов. Экспертиза платная, но сейчас это дешевле, чем пять лет назад: высока конкуренция. Аккредитованных компаний, оценивающих отели, много, и это, кстати, не очень хорошо: высок риск столкнуться с недобросовестными экспертами, которые готовы дать оценку твоему конкуренту, не выезжая на место, а основываясь лишь на заполненных документах и фото. Нам было важно, чтобы эксперты приехали к нам, увидели все своими глазами, высказали свои замечания и вынесли объективную оценку.
- Хороший отель немыслим без ресторана. И в советское время ресторан "Сыктывкар" гремел. После этого он сменил несколько названий, кухонь, интерьеров. Какова его судьба сейчас?
- Кстати, о названии. Для будущего ресторана мы рассматривали, наверное, вариантов пятьдесят названий и пока ни к чему не пришли. И вполне возможно, что он вернется к своему историческому названию – "Сыктывкар" - так же, как отель.
Работая над будущим рестораном, мы погружали команду дизайнеров и декораторов в нашу культуру, знакомили с живописцами, историей Кандинского, который именно у нас вдохновился прялками.
В итоге мы остановили свой выбор на том, что один зал будет в стиле прованс, второй, несколько брутальный зал с камином и уютное современное лобби для переговоров. Но главное, чем это все будет наполнено. В нашей команде над проектом работает также известный этнофутурист Юрий Лисовский. В интерьере использованы фрагменты из его картин. Он сам будет заниматься росписью стен. Также мы предполагаем приобрести некоторые работы не менее известного художника-этнофутуриста Павла Микушева.
Когда мы показали нашим дизайнерам работы наших этнофутуристов, они три дня были просто в эйфории, забрасывали меня вопросами, изучили все их творчество, пытались вставить фрагменты их работ куда только можно, но, слава Богу, мы нашли баланс.
- Но, несмотря на ремонт, в проживание включены завтраки. Как это возможно?
- Да, уникальность ситуации в том, что одновременно с реконструкцией мы предоставляем услугу "шведский стол" нашим гостям.
Кстати, первое, что мы сделали, - привели в порядок кухню. Мы полностью выстроили ее заново, развели потоки посуды, увеличили площадь, отделили морозильные камеры от холодильников. Теперь выстроено все по нормам и на самом высоком уровне.
- Когда ждать открытия ресторана?
- Надеюсь, уже к июню. Сейчас мы вычищаем сам проект и закупаем материалы, мебель, оборудование, посуду.