О том, что сейчас происходит с компанией "Комиавиатранс" и есть ли у нее перспективы развития, в интервью газете "Республика" рассказал министр инвестиций, промышленности и транспорта Коми Николай Герасимов.
- Начался было период взлета, закупались новые самолеты, давно забытые рейсы в районы возобновлялись, а сейчас – затишье. Почему?
– На самолете в соседний район – это фантастическая история про плановую экономику, которая останется в нашей памяти, но не вернется уже ни при каких условиях. Как сенокосы на северах, где стоимость сена пряталась в тонне угля или нефти. Сейчас и экономика другая, и требования к авиации тоже. Да, в 70-80-е мы имели песчаные посадочные полосы практически в каждом более-менее крупном селе или поселке типа Ношуля или Верхолузья, "аннушки" из Сыктывкара туда летали по вполне доступным ценам. Сейчас, чтобы достичь такого же, мы должны или совершенно неограниченный бюджет иметь, чтобы покрывать расходы авиакомпании, либо назначить за билеты реальную цену, которая будет такой, что авиасообщение с тем селом прекратится, не начавшись. Мы и так достаточно много вкладываем в транспорт, чтобы сделать его более доступным для населения. Только железнодорожникам почти 120 миллионов рублей в год выпадающих доходов возмещаем, чтобы пригородные поезда не отменяли, содержание аэропортов республики дотируется на сумму почти в 200 миллионов рублей.
Что касается "Комиавиатранса", то это последствие того, что мы живем в рыночной, не очень стабильной экономике. Был момент "Ух!", когда дела пошли вверх, приобретенные в лизинг самолеты позволили сделать регион доступным, появились новые рейсы. А потом кризис 2014 года, снижение курса рубля по отношению к доллару – и "Ох!". Представьте, что вы купили квартиру в ипотеку, платите по договору, и вдруг ваша квартира становится ровно в два с половиной раза дороже, и выплаты резко вырастают. Вот в такую турбулентность "Комиавиатранс" и попал – лизинг ударил по крыльям. Но отмечу, что тогда десятки компаний просто ушли на дно, а "Комиавиатранс" устоял, хотя амбициозные планы не сбылись. Это все-таки гарантия того, что в ровные времена компания сможет продолжить свое развитие. А мы – правительство региона – эту компанию обязаны поддерживать. Тем более что на российской земле региональных авиакомпаний столько, что их по пальцам двух рук сосчитать можно. Радоваться нужно, что одна из них наша и решает важные социальные задачи, обеспечивает доступную среду, при всех сложностях с экономикой организует перевозки в труднодоступные и отдаленные населенные пункты, особенно это важно в периоды паводка. И это не говоря уже о том, что срочная доставка больных в города тоже лежит на "Комиавиатрансе", для обывателя это незаметно, потому что работает без сбоев.
У правительства есть намерения перевести компанию в новое качество, мы ищем инвестора, мы не утратили амбиций приобрести новые самолеты, обновить парк техники.
– Были планы сделать "Комиавиатранс" компанией, совместной с Кировской областью. Какие-то подвижки в этом плане есть?
– Не только с Кировской, рассматривался вариант построить общее предприятие с Пермским краем, Калугой, Калининградской областью. Своих авиакомпаний у этих регионов нет, есть простаивающие аэропортовые комплексы, так что они заинтересованы в сотрудничестве. Но бюджеты у них такие, что пока средств на покупку хотя бы небольшой части пакета акций нет.