Об организации в муниципалитетах взаимодействия по оперативному устранению возможных аварийных ситуаций на объектах ЖКХ на заседании правительства Коми, которое сегодня проводится в выездном режиме (в селе Выльгорт Сыктывдинского района), доложил вице-премьер Константин Лазарев, возглавляющий Минэнерго Коми.
"Организация взаимодействия при ликвидации аварийных ситуаций основывается на системе оповещения муниципального, республиканского и федерального уровней; на системе управления ликвидации аварийных ситуаций и последствий аварий; на схемах взаимодействия организаций, задействованных в ликвидации аварийных ситуаций, и на муниципальных планах ликвидации аварийных ситуаций", - отметил докладчик.
Основной элемент системы оповещения и управления – единая дежурно-диспетчерская служба. Своевременная и достоверная информация ЕДДС об аварийной ситуации дает возможность принятия быстрого решения по организации ликвидации аварийной ситуации и ее последствий.
По словам Константина Лазарева, во всех муниципальных образованиях разработаны схемы оповещения при аварийных ситуациях. Однако отмечается низкий уровень технического оснащения единых дежурно-диспетчерских служб.
"Ежедневную информацию о работе систем жизнеобеспечения через автоматизированные системы мониторинга не получает ни одна диспетчерская служба. Суточную информацию ЕДДС Ижемского, Троицко-Печорского, Корткеросского, Сыктывдинского и Сысольского районов представляют по старинке: в виде факс-копий, заполненных от руки. Это увеличивает время обработки информации. Кроме того, на уровне ЕДДС отсутствует первичный анализ работы объектов ЖКХ", - констатировал выступавший.
Схемы инженерных сетей и объектов представлены не в полном объеме, а реестры коммунальных объектов не обновляются в службах Прилузского, Койгородского, Сысольского, Сыктывдинского, Княжпогостского, Удорского, Усть-Цилемского, Троицко-Печорского, Усть-Вымского, Усть-Куломского, Ижемского, Корткеросского районов, Печоры и Вуктыла.
Перечни категорий потребителей, подлежащих ограничению при аварийных ситуациях в системах жизнеобеспечения населенных пунктов, не актуализированы в службах Инты и Сыктывкара.
"Отсутствие в ЕДДС схем инженерных систем, реестров коммунальных объектов и перечня потребителей увеличивает время получения и снижает достоверность передаваемой информации", - отметил докладчик.
На основании анализа трех последних отопительных периодов определены риски возникновения аварийных ситуаций на объектах ЖКХ. Высокие риски в Воркуте и Усинске, где в последнее время отмечены факты чрезвычайных ситуаций.
Повышенными они отмечены на пяти территориях. Это Воркута, Инта, Прилузский район, городские поселения Емва и Троицко-Печорск (там не получены паспорта готовности к отопительному периоду).
Низкими риски считаются в остальных 14-ти муниципалитетах благодаря своевременной подготовке к работе в осенне-зимний период, наличию паспортов готовности и отсутствию ЧС.
***На аварийность в работе жилищно-коммунальных систем влияют чаще всего техногенные чрезвычайные ситуации и природно-климатические условия, обусловленные несколькими рисками.
Техногенные чрезвычайные ситуации – это нарушения в работе объектов энергоснабжения (физический износ, повреждение линий электропередачи из-за ветров) и ЖКХ (морозы,
изношенность оборудования водопроводных и теплосетей). Речь также может идти о рисках взрывов бытового газа из-за изношенности или технической неисправности оборудования, несанкционированных врезок в трубопроводы, неосторожного обращение с газом в быту. Возможна вероятность ЧС и аварий на шахтах со смертельным исходом и тяжелыми последствиями вследствие неисправности оборудования, несоблюдения правил безопасности, обрушения горных пород, взрывов попутного газа.
К биолого-социальным отнесены риски травматизма населения из-за падения снежных масс и наледи с крыш зданий, из-за гололедицы на дорогах, тротуарах и во дворах.
***Миссия муниципальных образований – участвовать в предупреждении и ликвидации последствий ЧС; обеспечивать первичные меры пожарной безопасности; выполнять мероприятия по территориальной и гражданской обороне, защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны. Также на властях городов и районов – создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Кроме того – организация деятельности аварийно-спасательных служб и формирований.