Министр экономики Республики Коми Марина Анисимова в интервью "Комиинформу" рассказала о значимых направлениях деятельности министерства за прошлый год: о том, как население и экспертное сообщество привлечено к разработке Стратегии социально-экономического развития региона, о том, что сделано для повышения удовлетворенности населением предоставления госуслуг в офисах МФЦ, а также – о традиционных и новых форматах оказания господдержки малому бизнесу.
- Марина Владимировна, как идет работа над новой долгосрочной Стратегией социально-экономического развития Коми?
- Сделано очень много. И сделано не только нами. К разработке Стратегии привлечено население, научные круги, представители предпринимательского сообщества и крупных промышленных предприятий.
Так, было проведено анкетирование, по итогам которого получено 1804 анкеты от населения и 175 анкет от юридических лиц об ожиданиях относительно перспектив развития республики до 2035 года, 17 ответов от системообразующих предприятий Республики Коми.
Мы детально проработали основополагающие стратегические документы Российской Федерации и Северо-Западного федерального округа, изучили лучший опыт стратегирования других регионов. Это важно, чтобы совместить цели развития республики со стратегическими установками развития страны, получить в дальнейшем наибольший эффект от их реализации.
Выявлены и проанализированы ключевые проблемы развития нашей республики, определено, в чем возможности региона.
Определены основные приоритеты стратегического развития республики.
- Можете их назвать?
- Человеческий капитал. Главная ценность и ресурс развития, обеспеченный комфортными условиями проживания и самореализации. Экономика. В республике создается конкурентоспособная экономика с высоким инвестиционным и инновационным потенциалом. Территория, или Среда обитания. Республика Коми должна стать сбалансированным, связанным, обустроенным пространством жизнедеятельности и бизнеса. Управление. Нужна умная, гибкая, эффективная система принятия и реализации управленческих решений, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие региона.
Нашей новацией является формирование пула стратегических устремлений – сфер особого внимания в рамках каждого из приоритетов, существенное улучшение в которых обеспечит качественно новое социально-экономическое положение региона.
Целевые показатели Стратегии, согласованные с федеральными стратегическими документами, определят те количественные результаты, которых мы хотим достичь.
- В настоящее время эта работа на какой стадии?
- Важнейшая задача сейчас, то, чем мы активно занимаемся совместно с органами власти, – формирование проектных решений, которые позволят достичь заявленных целей и результатов.
Кроме того, продолжается работа по определению первоочередных для развития территорий Республики Коми, "точек роста" муниципальных образований. Упор, в первую очередь, будет делаться на развитие производственной базы.
- Те жители, кто, прочитав это интервью, только теперь узнали об "обратной связи", еще могут подключиться к обсуждению?
- Мы приглашаем всех принять участие в обсуждении стратегических установок развития республики и в определении проектных инициатив, которые войдут в Стратегию как основные рычаги развития
республики. Высказывать свои предложения и пожелания предлагаем на портале "Активный регион" в рубрике "Стратегия развития региона 2035".
- Когда должна быть принята Стратегия?
- В 2018 году.
- Давайте перейдем к теме многофункциональных центров. Каковы итоги деятельности МФЦ? В прошлом году информация об офисах "Мои документы" впервые широкомасштабно появилась в прессе. Эффект достигнут?
- В Республике Коми активно реализуется комплекс мер по предоставлению населению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна". Эта работа находится под особым контролем, показатели которой включены в "майские" указы Президента Российской Федерации. В республике в каждом населенном пункте с количеством населения более тысячи человек создана сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг: 21 офис и 73 территориально обособленных структурных подразделения, включая 241 "окно" обслуживания, в том числе шесть "бизнес-окон". В прошлом году проведена централизация МФЦ, что повысило управляемость и контроль за качеством работы с населением.
Сегодня 99,9 процента населения республики имеют доступ к получению муниципальных и госуслуг через МФЦ. Тем самым, мы выполнили задачу, которая ставилась Президентом Российской Федерации (планировалось обеспечить доступ не менее 90 процентов населения).
С прошлой весны в населенных пунктах, где проживает менее тысячи человек, организовано бесплатное выездное обслуживание по предварительной записи. Летом прошлого года в Сыктывкаре осуществлен выезд специалистов МФЦ к заявителям на платной основе для предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом для определенных категорий граждан выезд работника МФЦ безвозмездный.
С четвертого квартала прошлого года выездное обслуживание в населенных пунктах с населением менее тысячи человек осуществляется со "Сбербанком России".
Не могу не отметить еще один результат. Для обеспечения возможности получения заявителями услуги "Регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ" по всему жилфонду во всех муниципальных образованиях в Коми заключены соглашения о взаимодействии между МФЦ и Управляющими компаниями и ТСЖ.
- Что в планах на 2018 год?
- Организация предоставления в МФЦ комплекса государственных и муниципальных услуг на основе жизненных ситуаций "Рождение ребенка", "Перемена имени", "Утрата близкого человека", "Утрата документов". При таком подходе перечень необходимых услуг, дата и время визита подбираются индивидуально, что экономит время заявителя на получение услуг.
Главный же итог: Республика Коми в два раза улучшила свои позиции в рейтинге субъектов Российской Федерации по степени эффективности деятельности органа исполнительной власти, ответственного за реализацию проекта по созданию и развитию сети МФЦ по сравнению с прошлогодними показателями. Сейчас мы занимаем 34-ую строчку из 81-ой.
- Сами люди довольны качеством обслуживания?
- Популярность МФЦ среди населения повышается, о чем свидетельствует постоянный рост количества обращений. Только за прошлый год - более 825 тысяч. Наибольшей популярностью пользуются услуги федеральных органов власти. Несмотря на постоянный рост количества обращений, МФЦ удается удерживать высокий уровень качества предоставления услуг, о чем свидетельствуют результаты проводимых мониторингов по выявлению уровня удовлетворенности граждан. За прошлый год он достиг 99 процентов. Притом, что ставившаяся нам планка – не менее 90 процентов.
- Марина Владимировна, поясните поподробнее про "окна" для делового сообщества.
- В республике успешно развивается направление поддержки малого и среднего предпринимательства, и с прошлого года в МФЦ также началась активная работа. На базе МФЦ созданы окна обслуживания заявителей, специализирующихся на предоставлении услуг юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам, планирующим начать предпринимательскую деятельность. В настоящее время в Сыктывкаре и в Ухте действуют по три "окна", ориентированных на предоставление услуг предпринимательству.
При обращении в новые "окна" МФЦ представители бизнеса смогут получить порядка сотни услуг: от регистрации в качестве индивидуального предпринимателя до получения необходимых лицензий на отдельные виды деятельности.
Помимо государственных и муниципальных услуг в окнах для бизнеса доступны услуги финансово-кредитных и страховых компаний, организаций, обеспечивающих подключение к энергосетям, а также "Микрокредитной компании Республики Коми", "Гарантийного фонда Республики Коми" и "Республиканского предприятия "Бизнес-инкубатор". Популярны и услуги АО "Федеральная корпорация развития малого и среднего предпринимательства", за которыми в прошлом году обратились свыше тысячи предпринимателей.
Для МФЦ это новое направление развития, и мы надеемся, что окна для бизнеса станут реальным инструментом повышения уровня доверия к власти, снижения административных барьеров и развития инвестиционной привлекательности региона.
- Еще одно важное направление для любого органа исполнительной власти – это взаимодействие с федеральным центром. Каковы результаты работы по этому направлению?
- Трендом 2017 года стало плотное взаимодействие с федеральными структурами в сфере развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Так, нами установлены прямые рабочие контакты с Минэкономразвития России по урегулированию интересов республики, связанных с софинансированием мер, направленных на поддержку предпринимательства. Среди основных результатов рабочих встреч: принципиальное сохранение РГО - АО "Гарантийный фонд Республики Коми" в качестве региональной организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в форме поручительств.
Кроме того, согласовано повышение уровня софинансирования из федерального бюджета на 2018 год – в размере 70 процентов (для сравнения - в прошлом году данный уровень составлял 49 процентов). Одобрена возможность предоставления за счет федеральных средств в 2017 году поддержки предпринимателям, связанной с уплатой первого взноса (аванса) по лизингу. Согласовано перераспределение средств федеральной субсидии на поддержку МСП между монопрофильными муниципальными образованиями с учетом их потребностей.
Для обеспечения реализации мер поддержки предпринимательства в рамках Соглашения с Минэкономразвития России нашему региону за прошлый год было предоставлено 25,3 миллиона рублей. Средства направлены на развитие организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, обеспечивающих их кредитно-гарантийную поддержку – в сумме 10,9 миллиона рублей, а также информационно-консультационную - 1,8 миллиона рублей. На содействие развитию молодежного предпринимательства выделено 1,3 миллиона. Для поддержки предпринимательства в рамках муниципальных программ и подпрограмм, в том числе монопрофильных муниципальных образований – 11,2 миллиона рублей.
В целом общая сумма поддержки на развитие МСП в 2017 году в рамках подпрограммы "Малое и среднее предпринимательство в Республике Коми" составила 80,4 миллиона рублей.
Для повышения эффективности финансовой поддержки бизнеса в рамках муниципальных программ и ответственности органов местного самоуправления в части освоения привлекаемых бюджетных средств, введены показатели эффективности и новая система возврата субсидии, предусматривающая и штрафные санкции в случае не достижения целевых показателей.
- А кредитно-гарантийная поддержка тоже расширена?
- Да, за счет всех бюджетных источников увеличены уставные капиталы Гарантийного фонда Республики Коми (на 19,6 миллионов рублей) и Микрокредитной компании Республики Коми (на 2,7 миллиона рублей).
В результате по итогам 2017 года Гарантийный фонд предоставил 19 поручительств на 39,7 миллиона рублей, при этом сумма кредитов, выданных малому бизнесу под поручительство Гарантийного фонда составила 128,3 миллиона рублей. Количество и объем выданных Гарантийным фондом Республики Коми поручительств в 2017 году выросли в три раза по сравнению с позапрошлым годом. Микрокредитной компанией выдано 48 займов на сумму 28,9 миллиона рублей.
Кроме того, проведен ряд встреч с федеральными институтами развития: АО "Корпорация МСП" и АО "МСП Банк", в рамках которых, в том числе определены пути продвижения региональных проектов МСП, требующих кредитно-гарантийной поддержки. С этой целью сформирован Реестр региональных проектов МСП, в рамках которого на регулярной основе осуществляется мониторинг ситуации по проектам республики, оказывается организационно-техническая поддержка.
Организован ряд видеконференций с участием Корпорации МСП, муниципальных образований и организаций инфраструктуры поддержки МСП Республики Коми по вопросам внедрения новых подходов и направлений при организации поддержки бизнеса. Проведен семинар под руководством АО "Корпорация МСП" по вопросам обеспечения доступа субъектов МСП к закупкам (в котором приняли участие 80 субъектов МСП из 4 муниципальных образований). Обеспечено повышение доступности образовательных программ для предпринимателей в рамках программ партнерства с федеральной Корпорацией МСП (в частности, проведено 10 тренингов для предпринимателей, обучено 187 субъектов МСП).
- На неделе состоялось открытие Республиканского центра поддержки предпринимательства. Какие задачи перед ним поставлены?
- В предыдущем году проведена значительная работа по созданию единого республиканского центра поддержки предпринимательства. Основная задача центра – принципиально изменить подход в работе с предпринимательским сообществом, который призван переводить проблемы предпринимателей в конкретные задачи и обеспечивать их решение.
Особое внимание будет направлено на обеспечение доступности для субъектов МСП услуг, прежде всего, по финансовой поддержке со стороны гарантийного фонда микрокредитной компании, в тесном сотрудничестве с кредитными организациями по вопросам получения новых финансово-кредитных ресурсов.
Предприниматели при первичном обращении в центр получают комплексную всестороннюю информационную поддержку в одном окне, а далее подробное описание действий - применительно к своей бизнес-ситуации, работая с другими специалистами.
В настоящее время на одной площадке центра объединились МФЦ для бизнеса, Микрокредитная компания, Центр инноваций социальной сферы, Гарантийный фонд, учебно-деловой центр Бизнес-инкубатора. Планируется присоединение к общей инфраструктуре поддержки Комиагролизинга. Предполагается развитие филиальной сети центра, что позволит любому из муниципалитетов помогать предпринимателям на местах.
Кроме того, центр позволит объединить интересы общественных организаций и Союзов ("ОПОРА России", "Деловая Россия", Союз промышленников и предпринимателей Республики Коми, Торговая ассоциация Республики Коми) для решения проблем предпринимателей Коми.
Таким образом, центр рассматривается нами как ключевой инструмент, который обеспечит информационный доступ бизнеса ко всем имеющимся возможностям и ресурсам, а также – поиск и качественную отработку новых механизмов помощи бизнесу и упрощение решения вопросов предпринимателей.
- Какое еще важное направление министерства способствует улучшению условий предпринимательской деятельности?
- Министерством осуществляется оценка регулирующего воздействия, что является серьезным механизмом по снижению административных барьеров для ведения предпринимательской деятельности и улучшению инвестиционного климата. Она позволяет выстраивать эффективную обратную связь от предпринимателей и является дополнительным каналом связи с бизнес сообществом. Оценка регулирующего воздействия проводится в целях выявления положений, создающих избыточные обязанности, запреты и ограничения для предпринимателей, а также их необоснованных расходов.
Сам институт внедрен в республике с 2014 года, в г. Сыктывкаре с 2015 г.В 2017 г. подготовлено 112 заключений об оценке регулирующего воздействия в отношении 106 проектов актов Республики Коми, при этом была получена позиция бизнес-сообществапо 32% проектов актов.
С 1 января прошлого года проведение оценки стало обязательным еще для семи муниципальных образований. За прошедший год было муниципальными образованиями подготовлено 14 заключений об оценке регулирующего воздействия.
Одним из механизмов, который позволит повысить доступность и открытость информации о разрабатываемых нормативных правовых актов станет интернет-портал раскрытия информации о разработке органами исполнительной власти проектов нормативно правовых актов и результатах их общественного обсуждения parvo.rkomi.ru. Работа по его запуску проведена прошедшем году.
- В чем его преимущества?
- Зарегистрировавшись на портале, пользователи получат возможность оставлять замечания и предложения по проектам актов в удобной электронной или письменной форме, и могут рассчитывать на обратную связь с разработчиками в режиме реального времени.
Портал запущен с этого года в отношении республиканских нормативных правовых актов. Подключение к порталу муниципальных образований в части проведения оценки регулирующего воздействия планируется во втором квартале.
В целом в текущем году работа по развитию института оценки регулирующего воздействия будет продолжена. Мы сосредоточим наши усилия на внедрении количественных методов проведения оценки издержек субъектов предпринимательской деятельности, а также – на повышении качества проведения общественных обсуждений и выстраивании эффективного диалога власти и бизнеса.