Новости Республики Коми | Комиинформ

Малоизвестное об авиации: пилоты Коми сажали самолеты на фюзеляж и предотвращали крупные авиакатастрофы

Малоизвестное об авиации: пилоты Коми сажали самолеты на фюзеляж и предотвращали крупные авиакатастрофы
Малоизвестное об авиации: пилоты Коми сажали самолеты на фюзеляж и предотвращали крупные авиакатастрофы
logo
Малоизвестное об авиации: пилоты Коми сажали самолеты на фюзеляж и предотвращали крупные авиакатастрофы
Фото Антона Пархачёва

Пилоты Коми сажали самолеты на фюзеляж и предотвращали крупные авиакатастрофы. Неординарные истории бережно хранит Музей гражданской авиации региона в Сыктывкаре.

Как рассказал хранитель и руководитель музея, знающий авиацию более 60-ти лет, Валентин Шульгин, прилет самолета в Коми был настоящим чудом.

Первый самолет в Коми увидели в далеком 1925 году. Летом из Москвы был организован так называемый "агитполет" до Архангельска, затем через Котлас в Сыктывкар.

"Газеты оповестили людей накануне о том, что прилетит самолет. Раньше люди знали только водный путь и лошадей. Больше никакого транспорта не было", - рассказал Валентин Шульгин.

Одним из первых пассажиров самолета был коми поэт и драматург Виктор Савин. После исторического перелета он написал: "Первая борозда над Коми областью проведена, нам нужно расширять воздушную пашню и не дать ей зарасти".

"Конечно, его заповедь мы выполняли до определенного периода. К сожалению, сейчас авиация стала несколько иной. Раньше мы перевозили 2,5 миллиона пассажиров в год, сейчас чуть более 600 тысяч человек. Полеты, в основном, выполняются в ночное время. А раньше бабушки летали за рубль в соседние районы, просто погостить", - отметил руководитель музея.

Как рассказали в музее, личный пилот российских президентов Владимир Федорушкин летал сначала в Усть-Сысольске. После перевода в Москву до 2014 года, в течение 10 лет, он был первым пилотом Ельцина, а затем Путина.

"Расскажу один интересный эпизод. Летели они как-то в Англию на встречу к королеве. Была сложнейшая погода. Посадку пришлось производить ниже минимума. За это наказывали сильно. Сам Федорушкин после того полета отмечал, что нарушил правила впервые в жизни. Но обошлось все благополучно", - добавил экскурсовод.

Авиация - сфера повышенного риска. Были экстренные ситуации и в Коми, и с пилотами региона. Одна из предпосылок к авиакатастрофе произошла в 1969 году. Полет выполнял Александр Гришин.

Пассажиры и экипаж вылетели в Ухту на Ан-10. Подлетев к городу, обнаружилось, что шасси у самолета не выпускаются. Экипаж связался с Сыктывкаром, откуда скомандовали вернуться в столицу республики.

Здесь самолет кружил над аэродромом, вырабатывая горючее, чтобы при посадке не произошел взрыв либо пожар. Самолет удалось посадить прямо на фюзеляж. Никто из 63 пассажиров и членов экипажа не пострадал. Через месяц самолет отремонтировали и он продолжил работу в небе.

"Там летел мой друг. Он рассказывал: пассажиры догадались, в чем дело, но только не знали, почему самолет кружил и так долго не садился", - вспомнил события прошлых лет В.Шульгин.

Второй опасный случай с пилотом из Коми произошел в 1995 году. Из Шереметьево (Москва) вылетал Ту-134 с пилотом из Коми Сергеем Княжевым.

Крылатый транспорт пробежал 1635 метров по взлетной полосе. В это же время поперек стал выруливать крупный иностранный самолет авиакомпании из Перу.

Только благодаря действиям экипажа российского самолета под управлением КВС, который осуществил взлет перед находившимся на ВПП самолетом DC-8, инцидент не закончился тяжелым авиационным происшествием.

"К сожалению, этот полет был у Княжева последним. Он не смог потом проходить комиссию из-за перенесенного сильнейшего стресса", - добавил рассказчик.

Вспомнили в ходе экскурсии и об ижемском инциденте 2010-го года с самолетом компании "Алроса" и Сергее Сотникове. Как отмечают в музее, если бы такое случилось с иностранным авиатранспортом, без трагедии бы не обошлось.

Раньше на базе сыктывкарской школы №14 действовал клуб юных летчиков "Ракета". В дальнейшем многие его юные воспитанники имели привилегии при поступлении в летные технические институты гражданской авиации страны.

К ним в Коми приезжали именитые космонавты, рассказал В.Шульгин. Не смог посетить республику Юрий Гагарин, однако дети сами выезжали в Лётный городок, где Гагарин и Леонов оставили им телеграмму:

"Дорогие ребята, вам предстоит продолжить великое дело отцов - прокладывать еще неведомые пути в космосе. Готовьтесь к этому со школьной скамьи. Учеба и труд помогут вам. Больших успехов, солнечного неба. Ваши друзья".

Послание хранится в музее в Сыктывкаре.

В этом году, 4 февраля, Музею гражданской авиации исполнилось 35 лет. Записаться на экскурсии можно по номеру телефона 280-393.

  Ключевые слова: авиация, праздник