Вечер пятницы в Доме дружбы народов РК посвятили трагической дате еврейского народа - 85-летию с начала Холокоста. Официально эта дата отмечается 27 января, накануне в еврейской НКА к ней приурочили сразу несколько событий: успехи юных воспитанников воскресной школы "Гефен", визит в Сыктывкар израильского политика, главы еврейского агентства для Израиля в Санкт-Петербурге Орит Зуарец и координатора неформального образования Северо-Западного региона Светланы Вульфович. Но главным событием вечера стал приезд в столицу Коми скрипача Сергея Попова. Маэстро, который уже четверть века живет в Финляндии, привез в Коми программу, посвященную трагической дате.
Несмотря на то, что Холокост, захвативший период с 1933 по 1945 годы, - одна из самых страшных страниц в истории еврейского народа, организаторы вечера и сам маэстро избежали трагической ноты в нем - отчасти и потому, что концерт начали юные воспитанники "Гефен" ("Виноградная лоза"). Но сначала слово дали гостям.
Заместитель министра национальной политики РК Вячеслав Попов заметил, что между коми и еврейским приветствием "чолöм" и "шолом" много общего. "Я горжусь, что у меня, коми по национальности, много друзей-евреев, и вместе мы сделаем все, чтобы Республика Коми никогда не была местом раздора".
Вслед за хозяевами ведущая вечера, руководитель школы "Гефен" Ольга Моисеевич дала слово Орит Зуарец. глава еврейского агентства третий раз за полгода приезжает в Сыктывкар. По ее словам, неслучайно для воспоминания жертв Холокоста ею выбран наш город. Он показался ей удивительно светлым и мирным.
Во время второй мировой войны, подчеркнула она, страдали люди всех национальностей. У самой Зуарец в роду две ветви - русская и еврейская, и пока предки по первой ветви страдали на полях боя, приближая победу, вторых на Украине сжигали в концентрационных лагерях. "Мы помним, что было, но надо смотреть на будущие поколения и верить, что они не будут страдать", - заключила гостья.
Будущее поколение сыктывкарских евреев не заставило себя ждать. Сначала воспитанники воскресной школы предстали в качестве героев ролика, подготовленного его кураторами. Лидер молодежного движения НКА Максим Чуманов напомнил, что государству Израиль в этом году исполняется 70 лет. В ролике через детские рисунки и раскраски его авторы рассказали долгую и трудную историю становления государства.
После этого дети вышли на сцену с песней, а юные танцовщицы со свечами в память о тех событиях - в зал.
Артисты постарше из группы "Ацмаим" исполнили композицию "Тода", что в переводе с иврита значит "Спасибо". Две солистки - совсем маленькая Настя Аксянова и просто юная Галина Лимерова - спели, по сути, молитву: "Спасибо за то, что Ты нам дал. И если бы Ты нам дал совсем немного, мы бы все равно тебя благодарили".
Вторую песню подхватил зал: старшее поколение вслед за молодежью затянуло "Хава нагила".
После детско-юношеских выступлений, в распоряжение зала поступил маэстро Сергей Попов. Вернее, наоборот: зал оказался во власти скрипача, который умело вел диалог с публикой (к слову сказать, в большом зале Дома дружбы народов был аншлаг), от композиции к композиции рассказывая историю еврейского народа.
"Я проведу вам маленькую экскурсию и дам пищу для размышления. В чем сила народа, который прошел Холокост? - начал Сергей Попов и сам ответил на вопрос: - В вере в Бога, сохранении традиций и культуры. Во время моей игры на экране будет текст из Торы. Он написан тысячи лет назад, но звучит так, как будто создан сегодня"...
Маэстро раскрыл "секрет" самой веселой еврейской песни, которая сегодня уже звучала со сцены: оказывается, "Хава нагила" написана в миноре. А значит, этот народ умеет радоваться и в печали. "Я вам покажу слезы и радость, контраст, потому что сам этот народ контрастен".
Под скрипку С.Попова зрители отправлялись то к храму, то на улочки Иерусалима, то на городской рынок. Вместе с маэстро в Доме дружбы народов виртуально выступали его дочь и жена - балерины: некоторые из композиций сопровождались танцем в их исполнении.
Один из самых трагических роликов скрипач посвятил концлагерю Маутхаузен недалеко от любимого города Гитлера Линц. Этот лагерь считался одним из самых страшных в истории фашистской Германии. Попов с семьей побывал там во время гастролей в Австрии. Там музыканту показали камеру, где прямым уколом бензина в сердце умерщвляли детей, там же он услышал историю о скрипаче, которого поместили в лагерь вместе с семьей. Пока мимо него сотни людей ежедневно проводили на смерть, он по приказу немцев играл на плацу на скрипке. Однажды мимо него в газовую камеру провели и его жену с детьми. История так впечатлила его, что прямо в бывшем лагере, а ныне мемориальном музее, скрипач снял клип, где исполнил роль скрипача, а дети и жена - роль семьи музыканта.
"Бойтесь безразличных. С молчаливого согласия равнодушных происходят самые страшные преступления", "Вся природа - большая симфония", "Долгая дорога домой" - в композициях скрипача звучали армянский дудук и французский аккордеон, слышались детские голоса и говор старых евреев в базарный день. В программе, составленной из собственных произведений маэстро, народных мелодий и известных вариаций, он использовал современные технологии в виде полифонического музыкального сопровождения и визуального ряда.
Корреспонденту "Комиинформа" С.Попов рассказал, что инновационный подход к своим выступлениям он использует для адаптации зрителей к сложной теме. "Не каждый зритель выдержит камерную скрипичную игру, - пояснил он и признался, что его самое любимое произведение - "Чакона" Баха.
После окончания концерта публика еще дважды вызывала скрипача на бис, зрители долго благодарили его, фотографировались, просили о мастер-классе и даже пели хором.