Новости Республики Коми | Комиинформ

Ухтинский фигурист Дмитрий Алиев завоевал "серебро" Чемпионата Европы после того, как проспал тренировку и оставил в отеле коньки

Ухтинский фигурист Дмитрий Алиев завоевал "серебро" Чемпионата Европы после того, как проспал тренировку и оставил в отеле коньки
Ухтинский фигурист Дмитрий Алиев завоевал "серебро" Чемпионата Европы после того, как проспал тренировку и оставил в отеле коньки
logo
Ухтинский фигурист Дмитрий Алиев завоевал "серебро" Чемпионата Европы после того, как проспал тренировку и оставил в отеле коньки
Фото РИА Новости

Порвался шнурок, проспал тренировку, забыл в отеле коньки – все это обстоятельства, сопровождавшие выступление Дмитрия Алиева на чемпионате Европы по фигурному катанию. Но в итоге получилось не "33 несчастья", а один большой успех – Алиев стал серебряным призером турнира и завоевал путевку на Олимпиаду. О том, как это было, российский фигурист рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Андрею Симоненко.

- Дмитрий, признаюсь честно: не могу представить, чтобы я пришел на чемпионат Европы и забыл ноутбук. Как все-таки получилось, что фигурист, отправляясь на официальную тренировку перед произвольной программой, не взял с собой коньки?

- До этого сам не представлял, как такое может произойти. Но утро не складывалось с самого начала. Для начала я перепутал время тренировки. Думал, она в 11.10 утра – а она в 10.10. Мне через десять минут выходить на лед, а я только в автобусе сижу. Звоню тренеру (Евгению Рукавицыну), говорю: "Евгений Владимирович, извините, перепутал время". Он отвечает: "Ничего страшного, нашу музыку включат в конце тренировки, еще пять раз успеешь и размяться, и откататься. Надень в автобусе костюм, чтобы время на переодевание на катке не тратить и сразу на лед выйти". Я начинаю надевать костюм и думаю: а что если я и коньки сразу в автобусе надену? После этой мысли оглядываюсь, чешу затылок и понимаю, что коньков у меня с собой нет. Перезваниваю тренеру и говорю: "Евгений Владимирович, теперь точно трындец".

- Вернуться за коньками было никак?

- Нет, мы половину пути уже проехали, ни туда, ни сюда. Евгений Владимирович и хореограф Ольга Германовна Глинка уже были на арене и ждали меня.

- Когда я не увидел вас на льду, то позвонил вашему тренеру, и он сказал: "У нас некоторый форс-мажор, на тренировку Дима не выйдет, но все в порядке". При этом он был энергичен, но спокоен, и я понял, что все под контролем.

- Да. Сначала по телефону он сказал: "Так, ну это уже другая ситуация, приезжай, будем думать, что делать". Очень хладнокровно отреагировал. И мне это помогло самому остаться совершенно спокойным. В итоге мы провели очень хорошую тренировку в зале. Я точно так же "откатал" программу, только мысленно, прошел ее с Ольгой Германовной.

- Не переживали, что попробовать лед не удалось?

- Немного. Но уже после нашего занятия в зале тренеры мне написали очень подбадривающее сообщение. И я окончательно успокоился.

- Что там было, если не секрет?

- Позитивные слова. Общий смысл – надо довериться тому, что происходит. Принять, что так и должно быть.

1131445790.jpg

- Вам в произвольной программе предстояло выступать под последним стартовым номером в группе сильнейших, как и на чемпионате России в Санкт-Петербурге. Что там вышло из этого, мы помним – в тройку вы попали, но прокат получился провальным. Здесь – практически чистое исполнение. Что вы изменили в настрое за три прошедшие недели?

- Все изменил, все было совершенно по-другому. Честно скажу, я не ощущал на этом чемпионате Европы какого-то волнения или стресса, как на чемпионате России. Наверное, потому что на чемпионате России я только-только отходил после травмы и понимал, что мне там надо непременно войти в тройку, чтобы попасть на чемпионат Европы. А здесь я постоянно внутренне ощущал, что все хорошо. Даже порванный шнурок перед короткой программой, ситуация с коньками перед произвольной не выбили из колеи. Если бы такое случилось на чемпионате России, то я, думаю, растерялся бы. А здесь… Ольга Германовна сказала мне: "Доверяй Вселенной". Я доверился, и все получилось. Мне кажется, все и должно было так произойти.

- Произвольную программу исполнили на автомате или под сознательным контролем?

- Когда выходил на шестиминутную разминку, я ощущал себя комфортно, полностью себя ощущал "в теле". Правда, в конце разминки пришлось побороться с четверным тулупом. Затем спокойно выждали с Евгением Владимировичем и Ольгой Германовной паузу, я послушал музыку, посидел, начал постепенно приводить себя в активное состояние, попил чай с лимончиком. Чувствовал, что не "перегораю". Реально, доверял всему, что происходит. Ну и на прокат вышел вообще без каких-то лишних мыслей. Единственное, не помню, как первый четверной тулуп в каскаде с тройным прыгнул. Все остальное – спокойно под контролем.

- Евгений Плющенко рассказывал, что на выступлениях он всегда получал удовольствие.

- В этот раз и у меня так было. И дело даже не в серебряной медали. Просто сам старт. Он настолько для меня получился интересным… Знаете, даже когда я встал в заключительную позу в произвольной программе, я понял, что у меня еще остались силы. Такого со мной никогда не было. Пришел в раздевалку после церемонии награждения и даже сказал кому-то: "Еще бы что-нибудь сейчас откатал". Это такой был подъем… Да, ты на льду, ты тратишь силы, но от того, что получаешь удовольствие, энергия восстанавливается сразу же.

- Вы вспоминали на чемпионате Европы, что боретесь за путевку на Олимпиаду?

- Нет. Вообще не думал об этом. Единственное, после короткой программы я подумал – я борюсь! И я хочу продолжать бороться! Но не позволил захлестнуть себя этой мыслью, не бежал впереди паровоза. Еще был день тренировок до произвольной, надо было все спокойно разложить по полочкам.

- Многих как раз подводит в такой ситуации мысль о том, что вот она – медаль, совсем рядом.

- У меня такое на чемпионате России было. Там мысли о том, что мне надо хвататься за тройку, бороться за что-то улетели вперед и застопорили меня. А здесь я просто выполнял свою работу. И ни о каких местах не думал. Не знал, как выступили мои конкуренты – только услышал оценки Хави Фернандеса, который катался передо мной.

- И уши не стали затыкать?

- В этот раз нет.

1131355717.jpg

- Выступлением на чемпионате Европы вы заработали путевку на Олимпийские игры в Пхенчхане. Ваши первые Игры в жизни. Хотел спросить вот что: была ли в вашей жизни Олимпиада телевизионная, которую вы увидели и сказали себе – хочу там выступить?

- Ванкувер. Олимпийские игры 2010 года. Уже начинал понимать тогда, что это такое. Осознание пришло, когда я наблюдал за борьбой Евгения Плющенко и Эвана Лайсачека. Что-то в этот момент зацепило, внутри загорелось. Но я в тот момент еще, по сути, ничего не умел в фигурном катании.

- Вы же тогда еще на лыжах катались.

- Да, в тот момент совмещал еще фигурное катание и лыжные гонки.

- Кстати, сейчас за лыжами следите?

- Больше биатлон смотрю, честно говоря. За лыжными гонками меньше слежу. Но знаю, например, что в Норвегии появился уникальный молодой парень (21-летний Йоханнес Хёсфлот Клебо, лидер общего зачета Кубка мира).

- А за Сергеем Устюговым следите?

- Конечно! Да все равно я в курсе всех дел, семья-то у меня лыжная. Папа (тренер по лыжным гонкам Сергей Алиев, директор ДЮСШ №1 Ухты, воспитавший члена сборной России Станислава Волженцева) иногда про кого-то как начнет рассказывать, вот, талант там появился, этот сильно идет… А я ему говорю: "Пап, да не очень мне сейчас это интересно" (смеется). Но в детстве я смотрел лыжи и следил, как ведут себя спортсмены на трассе. Как борются в спринте между собой, как распределяют силы на дистанции.

- У вас какая дистанция была любимая?

- Спринт. Мог от старта и до финиша втопить с языком наружу.

- Сами-то на лыжи встаете по старой памяти?

- Я же тренируюсь в Питере, а там со снегом не очень. Да и мест, где там можно покататься, я особо не знаю. Я на ледовых тренировках иногда имитирую на разминке лыжную технику, конькового хода. А вот в родной Ухте иногда встаю на лыжи. Так, не на скорость, просто десяточку пробежать.

- Из лыж-то своих выросли уже наверное?

- Брат со мной делится, у него много пар. На самом деле, сейчас даже интересно стало, как бы я пробежал в соревнованиях.

- На Олимпиаде?

- Нет, вот как раз о том, чтобы поехать на Олимпиаду лыжником, не думал. У меня был кумир в детстве – Петтер Нортуг. Уникальный человек, норвежская машина. Я смотрел, как он выступал на Олимпиаде, в том же Ванкувере. Но у меня ничего внутри такого не ёкнуло, что хочу на Олимпиаду лыжником. А вот когда смотрел фигурное катание – ёкнуло.

- Олимпиада в Сочи четыре года назад стала праздником для всей страны. А вы что делали в то время?

- Я уже тренировался в Санкт-Петербурге. Помню очень хорошо, как выступали девочки. Пришел после тренировки, уставший, прилег на кровать. Заснул. И проснулся, когда выступала Аделина Сотникова.

- Все тогда болели, кажется, либо за Сотникову, либо за Юлию Липницкую.

- Я за всех переживал. Потому что в тот момент уже понимал, как это все трудно. Болел за красивое катание и, безусловно, за наших девочек.

- Не думали о том, чтобы поехать в Сочи зрителем?

- Нет, я готовился в тот момент к первенству России среди юниоров, чтобы побороться там за путевку на юниорский чемпионат мира. Но в короткой программе тогда занял только 11-е место, потом в итоге поднялся на третье. Чтобы попасть на юниорский "мир", надо было выигрывать или золото, или серебро. Но если бы была возможность поехать в Сочи, то пошел бы и на лыжные гонки.

- Мы с вами разговаривали после новогодних праздников, и вы рассказали, что загадали желание, связанное со спортом. То, что произошло на этом чемпионате Европы - не оно сбылось?

- Нет!

  Ключевые слова: интервью, фигурное катание