Паренча ва, тшака шыд и дозмöр с картофелем и овощами составили рацион журналистов республиканских СМИ, приглашенных по пути живописца Кандинского в Усть-Куломский район.
Организаторы этноэкспедиции - специалисты Министерства культуры РК - справедливо рассудили, что путь к сердцу прессы лежит через желудок и после трехчасового пути из Сыктывкара в Усть-Кулом по тряской дороге первым делом препроводили их в местное кафе на обед.
В дороге соорганизатор тура, директор Национального музея РК Ирина Котылева, рассказывая о перерождении Кандинского из юриста в живописцы, произошедшем почти 130 лет назад, затронула и гастрономическую тему. Исследователя, отправленного в зырянский край научным императорским обществом, особенно поразила купленная в Усть-Сысольске колбаса, а в Усть-Куломе ему пришлось есть утку и рыбу, "раздирая их руками".
Журналистам пришлось раздирать руками запеченного глухаря (по-коми дозмöр). Начался же обед с необычного напитка - паренча ва. Легкий квас, сделанный из пареной и высушенной репы и моркови, отдаленно напомнил отвар чернослива. Отведав, гости попросили добавку и рецепт. "Овощи томятся в печи, затем сушатся и настаиваются на воде с добавлением корки черного хлеба и сахара", - поделилась директор кафе "Квартет" Лариса Першина.
На первое сыктывкарцам подали тшака шыд - грибной суп в горшочках. Вынос второго блюда сопровождался восторженными возгласами: на блюдах внесли запеченного с картофелем и овощами глухаря.
По словам завсегдатаев кафе, это блюдо не входит в разряд "удивительных". По их мнению, заслуживает внимания масьтöм яй - рубленый рябчик. Изначально охотничье блюдо давно стало в коми деревнях диетическим.
"Рябчика коми едят весь год в разном виде - сушеного, вяленого, вареного, но именно в сыром виде он считается диетическим: благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему и способствует скорому выздоровлению, - поделилась Л.Першина. - Поэтому запрет не добывать летом рябчика до Ильина дня (2 августа) не распространялся на семьи, где болели дети".
В лесу же охотник готовит рябчика так. Предположим, дождь не дает ему развести огонь, чтобы приготовить пищу. Тогда освежеванная птица рубится вместе с мелкими костями, солится, приправляется целебными лесными травами - и тут же съедается. В ресторанном варианте пища может быть приправлена и другими "цивилизованными" специями.
Новичкам, собирающимся впервые попробовать это блюдо, объясняют: оно похоже на тартар, только гораздо полезней. "Рябчик живет в лесу, питается ягодами и весь просто "пропитан" витаминами. Поэтому это пища чистая и полезная", - объяснила приехавшая встретить гостей руководитель управления культуры администрации Усть-Куломского района Ольга Васильева.
О.Васильева рассказала, что когда управлению "отдали туризм", муниципалы немедленно схватились за идею национальной кухни. "Я достала из загашников бабушкины рецепты и стала применять их на практике",- рассказала она. При этом коми бабушка нигде не записывала их: как и во всех усть-куломских семьях они были гастрономической повседневностью. Так в районе начал развиваться гастрономический туризм.
На заказ в кафе могут приготовить любое экзотическое для горожанина блюдо. Дичь поставляют местные охотники, рыбу для чериняней - рыбаки.
Как рассказали в райцентре, до организованных потоков гастрономических туристов им еще далеко, однако уже сейчас сыктывкарцы приезжают попробовать деликатесы, а местные, заказывая корпоративы или семейные торжества, просят включить в меню "что-нибудь национальное".
В том, что национальная кухня перспективна как сфера туризма, журналисты убедились и в селе Керчомья, где в 1889 году Кандинский записывал коми песни и делал зарисовки. Участницы местного ансамбля "Зарни куд" в ожидании гостей из города "на скорую руку" приготовили в печи привычные для них, но экзотические для горожанина, блюда.
При этом они извинялись, что поздно узнали о приезде дорогих гостей, поэтому на столе нет лосятины и знаменитого ляза. Зато есть паренча, шаньги четырех видов, ржаные пирожки с начинкой, три вида коми капусты, соленые грузди, рыбники с щукой и язем, запеченное в печи коровье молозиво, моченая морошка и брусника, малина, вишня и смородина и топленое в печи молоко с "карамельными" пенками - "кофе по-коми", как принято его называть.
Не в силах справится со свалившимся на них гастрономическим изобилием, журналисты распрощались с гостеприимными хозяевами и уехали в Сыктывкар осмыслять перерождение Кандинского, нагруженные в дорогу рыбниками, шаньгами и ржаными пирожками с грибами.