Сразу две программы линейки третьих Республиканских отборочных соревнований "Инженерные кадры России" прошли сегодня в Сыктывкаре. Региональный ресурсный центр образовательной робототехники и развития молодежного технического творчества Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа организовал турнир по робототехнике.
Накануне свою сообразительность и технические задатки демонстрировали воспитанники детских садов. Сегодня был уровень посерьезней – школьники.
Впервые в "ИКаРе" участвовали "начальники" - учащиеся 1-2 классов. Специально для них российские организаторы составили программу "ИКаР-старт", ведь раньше именно этот возраст не был охвачен популярной линейкой технических соревнований. Республика Коми стала одним из первых регионов, которая поддержала это направление.
"И сразу же у нас пять заявленных команд из разных городов: Усинск, Сыктывкар и Воркута. То есть даже в дебютный год проведения появилось много команд", - отметил главный судья соревнований Александр Паршуков.
На уже ставшем традиционным "ИКаР-классик" соревнования посвятили "Почте России". Школьники 4-11 классов посетили почтовое отделение и придумали, что могло бы улучшить работу почты, что и отразили в своих проектах.
Итоговая цель – создать модель робота, который бы смог это выполнить. Например, оптимизировать сортировку, обработку почтовых грузов. Конечно, такие задачи под силу только старшеклассникам.
Младшая группа, 3-4 классы, сделали модель попроще: их робот просто должен был доставить грузы к месту назначения, преодолевая препятствия, вроде "в нужном месте остановиться" и "вовремя повернуть".
Командам "ИКаР-старт" нужно было подготовить робота, который помогал бы в благоустройстве города. Например, очищать снег, собирать мусор. Это было домашним заданием, так называемый Лэпбук, который нужно было защитить.
На зрелищном соревновательном этапе нужно было проехать трассу, выполняя задания вроде экскурсии по городу. Им выдали маршрутный лист, в котором было указано, в какой последовательности их машина должна посетить те или иные достопримечательности Сыктывкара.
Следующий этап – сортировка мусора, когда нужно было отвезти условное стекло к площадке для стекла, бумагу – к бумаге и так далее.
Что касается более опытных участников, их заезд был серьезнее. Вначале провели жеребьевку, по которой определили, какое количество черных баночек должно стоять у старта. Робот должен сам посчитать их число, определив, с какого номера "склада" им надо забрать "груз". Если, например, три баночки, он забирает груз со склада №3.
В дальнейшем груз идет на обработку через хитроумные механизмы, которые обрабатывают груз, сделанные самими школьниками. И затем робот должен доставить груз, кубик определенного цвета, именно на ту площадку, которая соответствует цвету кубика.
На выполнение задания дается две минуты. К нему плюсуются штрафные минуты. Например, за касание стенки лабиринта, который приходиться преодолевать роботу на пути.
Абсолютными победителями "ИКаР-Старт" стала команда "Topiarus" школы №25 Сыктывкара под руководством Розы Виноградовой. В более старшей и сложной "ИКаР-Классик" первенствовали "Robus-PRO" Гимназия №6 Воркуты. Тренер Евгений Янактаев. Их рекомендуют к участию во Всероссийском финале, которой пройдет весной следующего года.
“Турнир показал, что робототехника успешно развивается в образовательных организациях республики. В эти два дня кроме участников из Сыктывкара мы увидели много команд из Ухты, впервые – из Воркуты и Усинска. Победителями во всех категориях соревнований впервые стали не только сыктывкарцы. Это говорит о том, что уровень развития робототехники как вида технического творчества во всех городах республики достаточно сильный. Пока мало у нас участников из районов, но, надеемся, на следующих соревнованиях мы увидим больше команд из сельских школ. Мы знаем, что потенциал для этого есть. Колледж заключил соглашения о сотрудничестве с управлениями образования Сыктывдинского, Корткеросского и Усть-Куломского районов, Ухты. Поддержка развития образовательной робототехники – один из актуальных векторов нашего сотрудничества, и мы в 2018 году планируем совместно продолжить работать в этом направлении”, - прокомментировал итоги соревнований директор Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа Дмитрий Беляев.