В россии впервые за несколько месяцев ускорились темпы роста цен на непродовольственные товары - начиная от одежды и обуви и заканчивая бензином. А рост цен на продовольствие, наоборот, снижается.
Об этом свидетельствуют данные ежемесячного бюллетеня Центробанка "О чем говорят тренды". Аналитики подвели итоги 11 месяцев и сделали прогноз на 2018 год, пишет "РГ".
Характеризуя ситуацию с инфляцией в непродовольственном секторе, они отмечают, что темп роста цен в ноябре достиг 0,23 процента месяц к месяцу, тогда как в октябре составлял только 0,15 процента. И это не предел. Дело в том, что производство многих непродовольственных товаров в России зависит от импортных составляющих, говорят эксперты.
"В текстильной отрасли завозится почти 100 процентов потребляемого хлопка, более половины химических волокон и нитей, а также шерсть, льноволокно. Поэтому себестоимость готовой продукции зависит от курса доллара", - поясняет директор аналитического агентства "Анитэкс" Анна Орозова.
При этом "предпосылки для дальнейшего ускорения темпов роста цен непродовольственных товаров сохраняются", - пишут аналитики ЦБ. Заметный вклад в инфляцию начинают вносить также услуги. В ноябре они дорожали наибольшими темпами - 0,33 процента по сравнению с 0,28 процента в октябре.
Если умножить ноябрьское значение роста цен на услуги на 12 месяцев, уже получается практически верхний предел инфляции 3,96 процента годовых.
Но больше всего подстегивает разгон инфляции подорожание энергоносителей - нефти, газа, которые влияют на стоимость энергоресурсов, необходимых в производстве любых товаров. Отпускные цены на нефтепродукты сейчас уже значительно выше, чем инфляция, указывается в докладе. Если мировые цены на нефть останутся на уровне 60 долларов за баррель и выше, то опережающий рост цен на топливо может "начать давить на издержки в экономике".
В той же текстильной отрасли темпы роста цен на воду, энергию, транспорт сейчас существенно опережают рост цен на ткани и готовые изделия, указывает Анна Орозова. Издержки сельхозпредприятий существенно растут за счет повышения стоимости энергоносителей, и там всерьез задумываются о повышении цен на свою продукцию.
Кстати, до последнего времени сдерживал их в этом порыве ограниченный спрос, полагают некоторые эксперты. Уже сейчас из-за роста цен на энергоносители, например, производители мяса - курятины или свинины, хотели бы компенсировать рост издержек повышением цен, но не могут, чтобы не потерять покупателя.
Но что интересно: наряду с ростом цен в фокусе внимания аналитиков ЦБ уже и другие риски разгона инфляции, например, рост реальных доходов населения. А именно доходов, необеспеченных ростом производительности. В этой ситуации нежелательным становится рост реальных зарплат, отмечают эксперты. "Риски некоторого превышения инфляцией 4 процентов снизились, но полностью не исчезли. В условиях низкой безработицы и все еще повышенных инфляционных ожиданий рост реальной зарплаты темпами, опережающими рост производительности, может привести к реализации этих рисков", - указано в бюллетене ЦБ. Если население получит слишком много денег, но при этом не станет больше выпускать товаров и оказывать услуг, цены вырастут, инфляция вырвется за назначенные ей пределы.
В некоторых развитых странах проблему сдерживания роста инфляции пытаются решить наоборот - вплоть до выдачи гражданам дополнительных средств, чтобы запустить спрос, а за ним и производство. С такой инициативой недавно выступали в Швейцарии. В глобальной перспективе решить сложную дилемму в России возможно за счет развития промышленного производства, а не роста добычи нефти, предупреждают эксперты "РГ".
В ЦБ также отмечают, что ВВП в первом квартале 2018 года вырастет на 0,6 процента, во втором - на 0,5. Не исключена существенная корректировка прогноза. В России не хватает собственных средств, чтобы разогреть экономику, говорят эксперты. "Поэтому рост ВВП в будущем году будет определяться именно динамикой инвестиций в основные производственные фонды", - отметила в беседе с "РГ" ведущий научный сотрудник Центра макроэкономических исследований РАНХиГС Ольга Изряднова.