До 18 декабря Минэкономразвития должно внести доекмент об опорных зонах в Арктике в Правительство.
Как пишет "Парламентская газета", первоначальная редакция документа регулировала широкий спектр вопросов развития макрорегиона. Вердикт председателя Госкомиссии по вопросам Арктики Дмитрия Рогозина был категоричен: "Закон нужен, но он должен быть конкретным и посвящен опорным зонам (ОЗ)".
Законопроект рассматривает Арктическую зону как особый объект госуправления, хотя это и не объект административно-территориального деления РФ. Он призван обеспечить условия для освоения ресурсной базы региона и континентального шельфа, совершенствования транспортной инфраструктуры и, в частности, Севморпути как катализатора развития.
Опорные зоны (это новое понятие) создаются и для того, чтобы прекратить отток населения, привлечь новые кадры. Каркас ОЗ составят реализуемые и уже завершившиеся инфраструктурные и производственные проекты. Еще один термин — якорный проект, характеризующийся стоимостью не менее 100 миллиардов рублей и подтягиванием за собой иных проектов в ОЗ. Закон гарантирует "безотзывные" обязательства" государства по обеспечению формирования инфраструктуры, предоставления льгот и преференций.
На пространстве от Мурманска до Чукотки решено образовать восемь опорных зон - Кольскую, Архангельскую, Ненецкую, Ямало-Ненецкую, Воркутинскую, Таймыро-Туруханскую, Северо-Якутскую, Чукотскую.
"Широким форматом "арктического кодекса" пришлось пожертвовать в пользу рамочного варианта закона. Таковы нынешние экономические реалии, — сожалеет сенатор, зампред Совета по Арктике и Антарктике Александр Акимов. — Откуда появилось понятие "опорные зоны"? Это зоны вдоль Северного морского пути. Они совпадают с основными сырьевыми региональными центрами, которые до 90-х годов прошлого века в основном все были закрытыми. Там распоряжались пограничники и военные.
Сегодня ставится вопрос о круглогодичном использовании Севморпути как самого короткого пути проводки судов на Восток, отсюда и необходимость возрождения того, что было создано раньше.
Территории с проектами в одном флаконе
Опорные зоны — это не только территории, а в первую очередь перечень скоординированных, взаимодополняющих друг друга проектов, а также инструментов господдержки. Их основные задачи — освоение минерально-сырьевых центров, привлечение инвестиций и развитие Севморпути. В рамках зон могут создаваться иные "территории с преференциальными условиями ведения предпринимательской деятельности".
Законопроект прописывает порядок создания опорных зон (решение принимает Правительство РФ), их финансирования. Последнее допускает создание фонда поддержки проектов в Арктике. Упор на инициативы с мультипликативным эффектом и блок современных научно-технологических решений.
Пилотные проекты создания опорных зон запланированы на 2018-2020 годы, а функционирование — с 2021 года. Их участниками станут государство, регионы и бизнес.
"Развитие опорных зон — задача комплексная, — обращает внимание председатель Совета по Арктике и Антарктике Вячеслав Штыров. — Это не отдельное предприятие, а такой узел, в котором как для региона, так и для Арктики в целом решаются многие вопросы, и в том числе логистические, транспортные. Они — главное звено не только в законопроекте, но и в новой редакции госпрограммы развития региона, продленной Правительством до 2025 года. В октябре кабмин утвердил экономическую модель проекта строительства Северного широтного хода. Он продолжает знаменитую северную железную дорогу с выходом на Ямал. Форма ее реализации — ГЧП, конкретно — на условиях концессии. Это решения, которые мы рекомендовали".
Дорогая логистика, энергетика, высокие расходы на производство и сложные условия жизни — это все об Арктике. Проблему сенатор видит в том, что пока госпрограмма ориентируется на традиционные механизмы реализации. Даст Правительство денег — не даст… Нужные механизмы, считает он, следует заложить в законе о развитии Арктики. Через него с помощью инструмента ГЧП можно решить многие вопросы. Задача парламентариев — принять закон в первой половине 2018 года.
Где взять средства на мегапроекты? Уже звучат предложения использовать в качестве новых инструментов финансирования гособлигации с особыми режимами и… криптовалюту, а также распространить режимы свободного порта Владивосток на все объекты и порты Арктической зоны.
С 1989 года северные территории покинул каждый десятый житель"
Теперь о самих проектах. Так, Архангельская ОЗ, предположительно, включит в себя 12 масштабных проектов — строительство железнодорожной магистрали "Белкомур" (БЕЛое море — КОМи — УРал), глубоководного района морского порта Архангельск, разработку Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле со строительством горно-обогатительного комбината.
Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера России, в прошлом многолетний мэр Воркуты Игорь Шпектор критикует Правительство: "Меня поражает отношение к "Белкомуру". Есть концессионеры, есть возможности. Эта стальная артерия развяжет нам руки. Когда строили дорогу Воркута — Москва, каждая шпала — это человек, поэтому кандалы были. Теперь их нет, сплошная демократия, а где результат?"
На роль якорного проекта в Кольской ОЗ претендует комплексное развитие Мурманского транспортного узла. Предстоит проложить 47 километров железной дороги на западный берег Кольского залива, где можно создать угольные и нефтяные терминалы, береговые базы обеспечения для тех, кто займется шельфом. Там же, в селе Белокаменка, уже реализуется проект компании "НОВАТЭК" по строительству верфи.
Сферой приложения приоритетных проектов в Северо-Якутской ОЗ (республика — самый крупный арктический субъект) станет транспорт. Здесь все пассажирские перевозки дальнего и внутрирайонного сообщения осуществляются только по воздуху, для грузовых используются автозимники (их протяженность — 13 тысяч километров!) и внутренние водные пути. Жители республики остро нуждаются в строительстве мостового перехода через реку Лену в районе Якутска, аэропортовых комплексов в арктической части территории. Обветшавший на 90 процентов флот требует обновления через господдержку проектов лизинга морских и речных судов отечественного производства.
В Ямало-Ненецкой ОЗ эпохальным проектом называют "Ямал СПГ" с новым арктическим морским портом Сабетта в Обской губе. Он уже успешно прошел круглогодичное тестовое испытание. Пилотный проект по производству 16,5 миллиона тонн сжиженного природного газа и 1,5 миллиона тонн газового конденсата в год — отправная точка не только для освоения месторождений полуострова, но и будущего развития российского ледокольного флота.
Первый вице-губернатор ЯНАО Алексей Ситников назвал приоритетным решение логистических проблем.
В российской Арктике сосредоточено 90 процентов извлекаемых ресурсов углеводородов всего континентального шельфа России"
Арктическое законодательство продолжит развиваться. На последнем заседании Совета поднят вопрос переработки действующего закона о Севморпути. Пункт о медицине — в частности, о программе "Арктический доктор" (она работает в Якутии и Мурманской области), предлагается включить в закон о развитии Арктики.
"В законодательном плане мы должны работать по четырем вопросам, — подвел итоги Вячеслав Штыров. — Первое — закон об Арктической зоне, второе — о Севморпути, третье — нам надо взять на себя сопровождение других конкретных моментов. Например, ГЧП на Северном широтном ходе. Или ГЧП по "Белкомуру" и автодороге из Сыктывкара на Нарьян-Мар, где не получается партнерство государства и бизнеса".
С созданием правовой базы для макрорегиона надо торопиться, — мнение губернатора Мурманской области Марины Ковтун. "Люди устают от ожиданий, — говорит она. — Средняя заработная плата у нас всего на 33 процента выше, чем в среднем по России. Разве это конкурентное преимущество северянина, который живет девять месяцев в зиме, 63 дня в полярной ночи, сложных климатических условиях, на всем привозном? Да еще платит двойную цену за энергомощности. Мы пять лет бьемся и доказываем, что система ценообразования на Севере несовершенна. Пока все уходит в словеса, люди уезжают…".
Необходимость изменения системы энергетического и продовольственного обеспечения арктических районов, а также совершенствования госполитики по регулированию рынка труда для привлечения и закрепления кадров отметил в своих рекомендациях недавно созданный при вице-спикере Госдумы Ольге Епифановой экспертный совет по вопросам законодательного обеспечения развития районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Арктической зоны РФ.
С 1989 года отсюда уехал каждый десятый житель. Теперь из 15 миллионов человек осталось 13,4 миллиона. Наибольшие потери понесли Чукотский округ (остался лишь каждый третий), Магаданская область и Мурманская область. И отток населения не прекратился. Эксперты думского профильного совета, возглавляемого Ольгой Епифановой, выступают за устранение аморфности определения объекта поддержки — "районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности".
Вывод: для адекватной компенсации расходов проживания северян нужна корректировка госгарантий. Это не только экономически целесообразно, но и справедливо, если учесть, что доля доходов федерального бюджета от использования минерально-сырьевой базы Севера превышает 40, а валютных поступлений — 80 процентов.
Чтобы сформировать в арктических, северных и дальневосточных территориях устойчивую к кризисам социальную среду, нужно провести районирование по зонам с разной степенью комфортности условий проживания. А потом на этой основе выработать систему предоставления гарантий и компенсаций населению, включая районные коэффициенты. Вахтовым методом, как убеждены и северяне, и экспертное сообщество, Арктику не освоить.