Новости Республики Коми | Комиинформ

Участница "Мы рядом" Мария Кочедыкова: "Ты встаешь на правильный путь развития, только выбравшись из четырех стен"

Участница "Мы рядом" Мария Кочедыкова: "Ты встаешь на правильный путь развития, только выбравшись из четырех стен"
Участница "Мы рядом" Мария Кочедыкова: "Ты встаешь на правильный путь развития, только выбравшись из четырех стен"
logo
Участница "Мы рядом" Мария Кочедыкова: "Ты встаешь на правильный путь развития, только выбравшись из четырех стен"
Фото Антона Пархачева

Только выбираясь из четырех стен, человек с инвалидностью встает на совершенно иной, правильный путь развития. Такую мысль выразила в интервью "Комиинформу" новая участница проекта "Мы рядом", 27-летняя сыктывкарка Мария Кочедыкова.

С рождения девушка не видит. Но она настолько активна и постоянно чем-то увлечена, что ее образу жизни может позавидовать любой здоровый, но ленивый и ничем не интересующийся человек.

Маша - прекрасный пример того, как, невзирая на невероятные сложности, можно заниматься всем, чем хочется. Сегодня она - историк-аспирант, актриса театра незрячих и радиоведущая на федеральной станции.

- Маша, до скольки лет ты сидела дома?

- В детский сад пошла в пять лет. Это был сыктывкарский детский сад-школа №8. Там я была единственным незрячим ребенком. Воспитатели не знали, как со мной обращаться. Даже не то что не знали. Скажу так: есть ситуации, когда человек не знает как, но стремится, хочет научиться и делает. А есть, когда человек не знает как, и особого желания вникать в новое у него нет. Очень печально, но в моем садике был второй случай. Так я училась там до третьего класса. Потом меня забрали на домашнее обучение, чему я была очень рада.

- Чему так радовалась?

- Были сложности с педагогами, которые не проявляли особого желания "возиться" со мной. Основные проблемы возникали из-за этого. Я была счастлива, когда заболевала и оставалась дома. Ну, и в том классе настоящих друзей не было...

- Из-за чего не складывались взаимоотношения со сверстниками, Маша?

- Я столкнулась с этим же уже во взрослой жизни и слышала такие же истории от незрячих людей. Почти все знакомые рассказывают, что когда их отдавали в интернат, там была негласная система: более зрячие и те, у кого лучше подгляд (остаточное зрение - ред.), гнобили совсем незрячих, издевались. Это как в армии. То есть и тут есть такого рода "дедовщина". Меня постоянно хотели забрать в эту атмосферу интерната, но мама не дала.

- Кто настаивал на таком исходе?

- Всяческие комиссии. Мама меня отстояла, и я осталась на домашнем обучении. Так я перешла в сыктывкарскую школу №4, и уже там у меня появились первые настоящие друзья, первая настоящая учительница - Мария Ивановна Мишарина. С одноклассниками я дружу до сих пор.

- Ты была единственная незрячая в школе?

- Да, конечно. Одна во всей школе. Марии Ивановне огромное спасибо. Она как-то сумела подготовить класс к моему приходу. Поначалу она просто ходила к нам домой. Потом стала звать на школьные праздники. Попросту вытягивала из четырех стен.

- Как тебя встретили в первый день?

- Очень хорошо. Они создали для меня такую атмосферу в классе, что я смогла расслабиться. Каждый ученик рассказал о себе. Учительница принимала самое непосредственное участие, старалась нас познакомить, подружить. Так постепенно мы стали дружить еще и семьями, вместе отмечать праздники. И до самого 11-го класса. Что мы только не делали, помимо учебы: устраивали конкурсы, концерты, гадали на Рождество...У меня были потрясающие учителя и одноклассники. Педагоги проработали в школе больше 40 лет и вкладывали, действительно вкладывали всю душу в то, что делали.

- По образованию ты историк. Как "занесло" именно в эту область?

- У нас сложились очень хорошие отношения с учителем истории - Маргаритой Константиновной Стрекаловской (к сожалению, ушедшей из жизни в 2008-м году). Она приходила ко мне домой, садилась учить уроки рядом. У нас не было отношений "преподаватель - ученик", жесткой субординации. Мы разговаривали не только об истории. Много о чем. Жизненном.

- Тебе очень везло с педагогами...

- Не то слово. Моя учитель математики, к примеру, ради меня выучила Брайль.

- Каким образом проходили твои уроки? Чисто технически?

- Я много слушала. Еще для меня мама вырезала из картона листы. Эти листы в клеточку, рамочка, прикреплялась к тетрадному листу. И я ручкой писала обычными печатными буквами. Сама проверить написанное не могла. Когда мы стали показывать с мамой Вере Николаевне Лыюровой то, как я пишу и учусь, она сказала: "Вы что, считаете, что я не в состоянии выучить каких-то десять цифр?". И она выучила весь шрифт Брайля, сама печатала и писала мне задания, а позже нашла педагога, которая 40 лет преподавала высшую математику. Сама то я, признаюсь, Брайль выучила не сразу. Примерно с семи лет начала, но бросала.

- Был не нужен?

- До десяти лет у меня был неплохой подгляд, то есть остаточное зрение, которое позволяло читать очень крупный текст. Мама писала тушью эти тексты. Поэтому до Брайля я дошла позже, когда пропал и подгляд. А в 2005-м году я узнала о том, что есть компьютер и программы - "говорилки". Стала осваивать и это, в нашем Обществе слепых. Если бы я не владела компьютером и не читала учебники в "ворде", я бы не поступила в университет в 2009-м году. На историческом факультете, как и филологическом, надо ну очень много читать.

- Ты так много говоришь об образовании. Настолько сильно любишь учиться?

- Очень люблю узнавать новое. Хотя в университет я, честно признаюсь, поступать крайне боялась.

- Причины?

- Наслушалась страшных рассказов о том, как люди на учебе в университете в прямом смысле сходят с ума. Пресытившись знаниями. И эти истории так сильно на меня повлияли, взбудоражили, что я долго не могла принять решение. Но приняла. Больше стал волновать вопрос: вот-вот я закончу школу. Что дальше? Я просто знаю очень многих ребят из Сыктывкара и других городов, ребят с инвалидностью, кто так и сидит дома после школы, нигде себя не применяя.

- Много таких по твоим оценкам? И почему так происходит?

- Очень многие дома сидят. Не только в Сыктывкаре, но и России и по всему постсоветскому пространству. Есть, кто сидит после школы дома. Есть, кто окончил вуз с красным дипломом - и та же история.

- Проблема в безбарьерной среде?

- Никак нет! Проблема - только в желании человека. То есть его отсутствии - желания. Понимаешь, даже если у человека не сложилось с трудоустройством, занять себя можно и в общественной деятельности. Главное делать что-то. Искать себя. Есть у меня и позитивные примеры, когда люди, которые даже не могут найти работу, но все равно хватаются за все. Главное - владеть компьютером, найти подработки в интернете - можно. Тут уже не важно, по специальности или нет.

- Кем работают твои друзья с инвалидностью?

- Копирайтерами, переводчиками, пишут статьи для разных сайтов, дают уроки по скайпу, преобразовывают аудио в текст...да любую работу они делают. К сожалению, больше таких, которые сядут, лягут...и больше им ни-че-го не надо. Все зависит от самого человека и его семьи, воспитания, в том числе. Многие люди с инвалидностью сейчас вообще ушли только лишь в виртуальное общение. А оно ведь не заменит реального...

- Поясни, пожалуйста, мысль.

- Тебе с человеком не интересно, ты выключил "скайп", и как будто нет ни тебя, ни того человека. Это как игра. За монитором можно спрятаться как угодно. Можно отключиться. Многие незрячие люди сейчас общаются в скайпе и голосовых чатах. В нашем интернет-сообществе можно найти друзей и различные кружки по интересам. Я знаю многих незрячих людей, которые знакомились через интернет и создавали семьи. Но важно помнить о том, что виртуальное общение не может заменить реальное и о том, что даже в виртуальном пространстве человеческие отношения остаются реальными. Но, кстати, у нас, среди незрячих, в интернет-сообществе не спрячешься. Мы все друг друга знаем и угадываем запросто, кто есть кто, даже если тот спрячется под чужим ником и фото.

- Как ты попала на исторический факультет в СГУ имени Питирима Сорокина?

- А я вообще поначалу выбирала между филологическим и режиссерским факультетами, но выбрала все же историю. Она всегда меня интересовала. У родителей было много пластинок, слушала исторические оперы. Была долго под впечатлением от Смутного времени. А однажды мне попался документальный фильм по истории России начала 20 века. И этим периодом я "заболела".

- Чем он тебя привлек?

- Переломом. Очень необычное время. Постоянно думала, почему получилась революция. Я стала изучать личности, причастные к ней. Эпоха привлекла меня незаурядными людьми и историями, привлекла биография царской семьи, я "проглатывала" буквально все написанное о Николае II, а потом пошла и назад - стала читать и учить все, что было раньше. Понять, что толкнуло того или иного человека на какие-то масштабные действия, оставившие след в истории практически невозможно. Миллионы историков бьются над этими вопросами, ищут ответы и в этом и интерес. Мы всегда в мыслительном процессе. В 2009-м году я поступила.

- Без проблем?

- Скажем так: это было время очень больших трудов, которые увенчались успехом.

- Далеко от университета живешь?

- 40 минут ходьбы пешком. Добираться до вуза и обратно каждый день помогали соцработники.

- Были ли какие-то особенности твоего обучения?

- Носила с собой диктофон и ноутбук. Я включала запись и параллельно конспектировала лекции на ноутбук. Конечно, за некоторыми преподавателями не успевала, тут спасал диктофон. Хочу подчеркнуть: у каждого преподавателя я брала разрешение на аудиозапись. Можно было положить технику, ничего не сказав, но это путь неправильный. Лекции - это интеллектуальная собственность. Поэтому важно проговорить, что мы не видим и мы записываем. И что дальше диктофона ничего не уйдет.

- Как реагировали преподаватели?

- Никто мне ни разу за все пять лет не запретил. Более того, даже просили потом у меня свои лекции. Многие хотели послушать себя со стороны (улыбается). Кстати, мои родители сейчас говорят, что вместе со мной получили историческое образование. Я ведь прослушивала всё это и не раз.

- Как считаешь, сейчас незрячим проще учиться, чем когда училась ты?

- Конечно. Сейчас много разных программ есть на смартфоны. Например, такая, которая тебе не только распознает и отсканирует текст, но его еще и вслух прочитает. Я таким не пользовалась. Было бы желание. Поэтому когда я слышу от людей, что незрячему невозможно поступить и учиться вместе с обычными людьми, я знаю, что это не так. Но таких людей не переубедишь, чаще всего.

- Почему ты так считаешь?

- Кто хочет, найдет возможность, кто не хочет - причину. Здесь я предпочитаю остаться с людьми при своем мнении.

- Чем ты занимаешься сейчас?

- Продолжаю учебу в аспирантуре. Играю в театральной студии для незрячих "Успех". Веду программу на первом российском интернет-радио для незрячих "Рансис", одна из ведущих проекта "Зрячее сердце". Мы энтузиасты. Работаем только по желанию. Записываем передачи в свободное время. По поводу дальнейших планов...Я сейчас на распутье: то ли мне преподавать, то ли углубиться в общественную работу, плюс я очень серьезно отношусь к тому, что делаю на радио и мне бы очень хотелось развиваться в эту сторону - в радиожурналистике.

- Есть что-то еще, что бы ты обязательно хотела сказать всем, кто будет читать твое интервью?

- Я хочу им сказать, что искать себя надо. Не представляешь в чем - искать, где только возможно, пробовать обязательно. Важно, чтобы были близкие люди, которые поддержат. Даже если пока не понимаешь - твое это или нет, главное заниматься хоть чем-то полезным. К сожалению, я знаю многих людей с инвалидностью, которые либо не делают ничего, либо "зависли" в компьютере, как будто там и есть настоящая жизнь. Но это не так. Есть, конечно, голосовые чаты, где люди общаются и находят друзей. Но очень важно, когда есть занятие в реальном мире. В противном случае люди становятся другими.

- А какими?

- Они все больше становятся как дети, хоть самим уже по 30 с лишним лет. Социализация не происходит за компьютером. Она происходит только тогда, когда ты куда-то выбираешься и где-то вращаешься.

- Как быть тем, кто сейчас в такой ситуации?

- Начинать с малого. Хотя бы, добраться до библиотеки имени Брайля. Попросить книгу. И все: ты уже не дома, ты уже среди других людей. Ты уже наблюдаешь что-то, чего нет в твоих четырех стенах. Не заинтересовало ничего в первый раз, заинтересует во второй. Или позже. Но только выбравшись, ты уже встаешь на совершенно иной, правильный, путь развития.

Мария Кочедыкова на "Мы рядом"