Психологи УФСИН Коми учат малолетних преступников сопереживать

Психологи УФСИН Коми учат малолетних преступников сопереживать
Психологи УФСИН Коми учат малолетних преступников сопереживать
logo
Психологи УФСИН Коми учат малолетних преступников сопереживать
Фото: УФСИН Коми

Работа с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми или осужденными преступниками занимает в УФСИН региона особое место. Сегодня в следственных изоляторах содержится 16 несовершеннолетних злоумышленников, рассказали "Комиинформу" в пресс-службе ведомства.

Это СИЗО-1 (п. Верхний Чов) - семь человек, СИЗО-2 (п. Лыа Ёль) – пятеро, СИЗО-3 (г. Воркута) - четверо.

3.-SIZO-2.jpg

Средний возраст несовершеннолетних составляет 16-17 лет. Это как раз тот возраст, когда большинство подростков отрицают ценности взрослых.

Многие из них пришли к криминальному образу жизни от того, что были не поняты в семье, не имели родителей, не чувствовали поддержку и авторитет родных. Но, как и все дети, они нуждаются в душевном тепле и понимании. Поэтому именно работа психологов может повлиять на внутренний мир подростков и их дальнейшее будущее.

4.-SIZO-1.jpg

"Поступая в учреждение, несовершеннолетние испытывают трудности в адаптации к новым условиям, страх перед непривычной средой, - рассказала начальник психологической лаборатории СИЗО-2 Марина Руди. - С первого дня нахождения подростка в СИЗО мы начинаем изучать его личность, уклад жизни, круг его друзей, увлечения, причины совершенного преступления, планы, цели на будущее. Пытаемся понять, на какие поступки он способен, каким хочет выглядеть в глазах товарищей, как относится к совершенному им преступлению, как оценивает себя".

Все это важно для дальнейшего процесса адаптации, более легкого вхождения и нахождения в пенитенциарном учреждении.

2.-SIZO-2.jpg

Учитывая, что в СИЗО содержатся подростки, которые еще не осуждены, перед психологами стоит еще одна важная задача – совместно с воспитательным отделом восстановить социально-полезные связи с родителями и другими родственниками, настроить на позитивные отношения. Кроме того, сотрудниками психологических лабораторий проводятся консультации для родственников.

В СИЗО-2 для профилактики распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних психологи разработали и апробировали специальную программу. Она в первую очередь направлена на формирование важных поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях. Программа помогает выработать социально приемлемые формы поведения, формирует ценностные ориентации у подростков, духовные ценности.

Еще одной важной задачей в работе с подростками является формирование у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры.

1.-SIZO-2.jpg

В программе используются различные методы: тренинги, арт-терапия, кинотренинги, профилактические беседы, беседы о нравственности со священнослужителем.

"Занятия, беседы всегда вызывают интерес у несовершеннолетних. Ведь большинство были лишены такого внимания на свободе, многие из них педагогически запущенные, воспитывались в неполных семьях, возможно, не имели родителей вообще или были не поняты в семье, не чувствовали поддержку, - рассказывает М.Руди. – Например, совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений эмпатии и взаимного принятия, развивает чувство внутреннего контроля, концентрирует внимание на ощущениях и чувствах, повышает самооценку".

Как отмечают психологи лаборатории СИЗО-2, вне зависимости от выбора инструментария в работе с несовершеннолетними одним из ключевых источников позитивных перемен является поведение самого психолога. Необходимо проявлять такие профессионально важные качества, как эмпатия, внимание, искренность по отношению к несовершеннолетним. Вся работа психологической службы направлена на то, чтобы повлиять на внутренний мир подростка, помочь оценить и скорректировать установки относительно противоправного поведения, профилактике деструктивного поведения, обезопасить его от криминального пути.

С учетом психологических особенностей несовершеннолетнего разрабатываются рекомендации для сотрудников заинтересованных служб. Это обеспечивает индивидуальный подход в воспитательной работе с подростком. Психологическая характеристика впоследствии приобщается к материалам личного дела осужденного, а также к его электронному делу.

  Ключевые слова: уфсин, Возвращение