Новости Республики Коми | Комиинформ

Психологи УФСИН Коми учат малолетних преступников сопереживать

Психологи УФСИН Коми учат малолетних преступников сопереживать
Психологи УФСИН Коми учат малолетних преступников сопереживать
logo
Психологи УФСИН Коми учат малолетних преступников сопереживать
Фото: УФСИН Коми

Работа с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми или осужденными преступниками занимает в УФСИН региона особое место. Сегодня в следственных изоляторах содержится 16 несовершеннолетних злоумышленников, рассказали "Комиинформу" в пресс-службе ведомства.

Это СИЗО-1 (п. Верхний Чов) - семь человек, СИЗО-2 (п. Лыа Ёль) – пятеро, СИЗО-3 (г. Воркута) - четверо.

3.-SIZO-2.jpg

Средний возраст несовершеннолетних составляет 16-17 лет. Это как раз тот возраст, когда большинство подростков отрицают ценности взрослых.

Многие из них пришли к криминальному образу жизни от того, что были не поняты в семье, не имели родителей, не чувствовали поддержку и авторитет родных. Но, как и все дети, они нуждаются в душевном тепле и понимании. Поэтому именно работа психологов может повлиять на внутренний мир подростков и их дальнейшее будущее.

4.-SIZO-1.jpg

"Поступая в учреждение, несовершеннолетние испытывают трудности в адаптации к новым условиям, страх перед непривычной средой, - рассказала начальник психологической лаборатории СИЗО-2 Марина Руди. - С первого дня нахождения подростка в СИЗО мы начинаем изучать его личность, уклад жизни, круг его друзей, увлечения, причины совершенного преступления, планы, цели на будущее. Пытаемся понять, на какие поступки он способен, каким хочет выглядеть в глазах товарищей, как относится к совершенному им преступлению, как оценивает себя".

Все это важно для дальнейшего процесса адаптации, более легкого вхождения и нахождения в пенитенциарном учреждении.

2.-SIZO-2.jpg

Учитывая, что в СИЗО содержатся подростки, которые еще не осуждены, перед психологами стоит еще одна важная задача – совместно с воспитательным отделом восстановить социально-полезные связи с родителями и другими родственниками, настроить на позитивные отношения. Кроме того, сотрудниками психологических лабораторий проводятся консультации для родственников.

В СИЗО-2 для профилактики распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних психологи разработали и апробировали специальную программу. Она в первую очередь направлена на формирование важных поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях. Программа помогает выработать социально приемлемые формы поведения, формирует ценностные ориентации у подростков, духовные ценности.

Еще одной важной задачей в работе с подростками является формирование у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры.

1.-SIZO-2.jpg

В программе используются различные методы: тренинги, арт-терапия, кинотренинги, профилактические беседы, беседы о нравственности со священнослужителем.

"Занятия, беседы всегда вызывают интерес у несовершеннолетних. Ведь большинство были лишены такого внимания на свободе, многие из них педагогически запущенные, воспитывались в неполных семьях, возможно, не имели родителей вообще или были не поняты в семье, не чувствовали поддержку, - рассказывает М.Руди. – Например, совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений эмпатии и взаимного принятия, развивает чувство внутреннего контроля, концентрирует внимание на ощущениях и чувствах, повышает самооценку".

Как отмечают психологи лаборатории СИЗО-2, вне зависимости от выбора инструментария в работе с несовершеннолетними одним из ключевых источников позитивных перемен является поведение самого психолога. Необходимо проявлять такие профессионально важные качества, как эмпатия, внимание, искренность по отношению к несовершеннолетним. Вся работа психологической службы направлена на то, чтобы повлиять на внутренний мир подростка, помочь оценить и скорректировать установки относительно противоправного поведения, профилактике деструктивного поведения, обезопасить его от криминального пути.

С учетом психологических особенностей несовершеннолетнего разрабатываются рекомендации для сотрудников заинтересованных служб. Это обеспечивает индивидуальный подход в воспитательной работе с подростком. Психологическая характеристика впоследствии приобщается к материалам личного дела осужденного, а также к его электронному делу.

  Ключевые слова: уфсин, Возвращение