Новости Республики Коми | Комиинформ

В суде по делу экс-мэра Зенищева допрашивают сыктывкарских автоперевозчиков

В суде по делу экс-мэра Зенищева допрашивают сыктывкарских автоперевозчиков
В суде по делу экс-мэра Зенищева допрашивают сыктывкарских автоперевозчиков
logo
В суде по делу экс-мэра Зенищева допрашивают сыктывкарских автоперевозчиков
Фото Юлии Николаевой

В Сыктывкарском городском суде по делу экс-мэра Зенищева допрашивают сыктывкарских автоперевозчиков.

Как передает корреспондент "Комиинформа", в суде допросили ряд свидетелей.

Первым дал показания сыктывкарец, работавший в охранной деятельности в 2002 - 2010 годы. Однако названия организаций, в которых работал, свидетель Славчев не вспомнил. Братья Бондаренко были его непосредственными руководителями, чем они занимались в сфере перевозок, свидетель не знает. Однако ему известно, что лиц, фигурирующих в рассматриваемом деле - Зарубина, Веселова, Шлопова и братьев Бондаренко - связывал в эти годы бизнес в сфере автоперевозок. В каких отношениях они состояли с подсудимым Зенищевым, свидетелю не известно. О самой взятке, в которой обвиняют бывшего мэра Сыктывкара, он узнал из уголовного дела, о котором пишут СМИ.

Вторым показания дал сыктывкарец Роман Быков. Работает директором компании "Севертранс". С 2000 по 2006 года состоял в компании "Эмбур +", занимавшейся пассажирскими перевозками в столице Коми. Её доля на рынке составляла 50 процентов, сообщил свидетель, являвшийся в то время руководителем и учредителем компании. Предприятие было прибыльным. Проблем в работе не возникало до озвученного времени. После - компания не выиграла конкурс на осуществление перевозок, судилась и в итоге и ушла с рынка. В судах претензии предъявлялись непосредственно перевозчикам, но не администрации города, отметил свидетель.

Третий свидетель - Максим Лапков, сыктывкарец, ныне безработный. Работал и дружил со Шлоповым, участвовали в совместном бизнесе, сейчас отношения не поддерживают. Речь - о пассажирских перевозках в 2005-е годы.

Тогда свидетель являлся учредителем и соучредителем ряда компаний. Например, "Гермеса", "Тороса", "Вереса" и других.

"У меня доля в бизнесе была номинальной - 10 процентов, остальное было у Николая Шлопова, который и координировал деятельность этих организаций", - показал М.Лапков.

В целом в тот период деятельность этих компаний была неприбыльной, поскольку вся техника была куплена в кредит, в основном, средства уходили в лизинг, отметил свидетель. Сам себя он считает "номинальным" работником названных предприятий.

Координировал все Николай Шлопов. "Юра и Саша Бондаренко, на мой взгляд, в эту деятельность вообще не вникали", - заметил свидетель.

В 2005-е годы он вышел из всех организаций "по указанию Шлопова". Произошло это одномоментно.

Еще один свидетель Валерий Дитц показал: в 2005-2011-е годы работал в сфере пассажирских перевозок. Компания продавала билеты на междугородние перевозки в старом здании автовокзала на улице Заводской. Учредителями компании, где работал свидетель, были Веселов, братья Бондренко, Лапков.

Предприятие постепенно стало приносить прибыль. Полученные средства собирались на расчетном счёту и оттуда распределялись между перевозчиками. Непосредственно Шлопову деньги не передавались, заявил свидетель. Первое время средства шли, в основном, на погашение кредитов.

Свидетель Алексей Кузиванов рассказал, что в начале двухтысячных Юрий Бондаренко устроил его в компанию, занимавшуюся продажей запчастей. Ранее имел отношение к деятельности сыктывкарских автоперевозчиков: обслуживал корейский транспорт, перевозивший сыктывкарцев на территории города. Весь транспорт был в ведении АНО "Автоспас" под руководством Лапкова. Сам Лапков подчинялся Шлопову. Каким образом в городе проводившимся конкурсы на осуществление автоперевозок - свидетель не знает.

В ходе допроса в суде огласили показания свидетеля, данные на предварительном следствии. Тогда он заявлял, что доля прибыли с деятельности предприятия, к которому он имел отношение, перечислялась администрации города.

"Фаерштейн сказал, что за нормальную работу надо носить деньги в администрацию", - прозвучало в показаниях (речь идёт о фигуранте "дела Гайзера" - Антоне Фаерштейне - прим.ред.).

В суде сегодня свидетель пояснил, что достоверно о том, "носил ли кто-то деньги в мэрию за нормальную работу автотранспортных предприятий", ему неизвестно.

В судебном процессе объявлен перерыв, после которого допрос свидетелей продолжится.

Напомним, по версии следствия, с 1 января 2004-го года по 23 ноября 2005-го фигуранты "дела Гайзера" Зарубин, Веселов, Фаерштейн, Юрий и Александр Бондаренко, а также Николай Шлопов объединились с целью создания транспортных организаций для систематического получения прибыли от оказания услуг по перевозке пассажиров в Сыктывкаре путем получения под свой контроль ООО "Сыктывкаравтотранс".

Желая выдавить конкурентов с наиболее выгодных маршрутов Зарубин, Веселов и их сотоварищи решили дать взятку мэру Роману Зенищеву, который, якобы, дал согласие, оценив свои "услуги" в 600 тысяч рублей в месяц., Стороны договорились, что мэру будет передаваться по 200 тысяч рублей ежемесячно, а остальная сумма будет выплачена позже.

Зенищев в итоге обеспечил победу в аукционе на право осуществления пассажирских перевозок предприятию, возглавляемому Шлоповым, препятствуя другим юрлицам и предпринимателям, сказано в обвинительном заключении бывшему мэру столицы Коми.

*** Сейчас Р.Зенищев отбывает наказание по приговору Сыктывкарского городского суда от 18 июля 2016 года, в соответствии с которым он осужден по п. "г" ч. 4 ст. 290 УК РФ (взятка в особо крупном размере) к 10 годам лишения свободы со штрафом в размере 1,1 миллион рублей и с лишением права занимать руководящие должности на государственной и муниципальной службе сроком на 3 года.