Новости Республики Коми | Комиинформ

Ухтинец Владимир Ольшевский проложил заполярный веломаршрут

Ухтинец Владимир Ольшевский проложил заполярный веломаршрут
Ухтинец Владимир Ольшевский проложил заполярный веломаршрут
logo
Ухтинец Владимир Ольшевский проложил заполярный веломаршрут
Фото Владимира Ольшевского

Очередную экстремальную экспедицию совершил минувшим летом ухтинский велопутешественник Владимир Ольшевский. В этом году он на велосипеде объехал окрестности Воркуты, побывал в заброшенном поселке Хальмер-Ю и поднялся на Полярный Урал.

Как рассказал ухтинец "Республике", его "большое полярное путешествие" уложилось в пять дней в конце июля.

"Мне кажется, что самые счастливые люди в России живут у нас, на севере. Ведь только здесь можно увидеть по-настоящему дикую природу, попасть в царство непуганых зверей и погрузиться в атмосферу спокойствия, – уверен путешественник. – Чем тяжелее дорога и окружающий быт, тем быстрее идет процесс "погружения". Здесь есть такие неизведанные места, где если и можно встретить человека, то очень редко. Здесь не бывает случайных людей. Только местные жители и неутомимые туристы-путешественники. Однажды я обнаружил, что всю жизнь прожил на севере, а тундру даже из окна поезда ни разу не видел. Это упущение требовалось срочно исправить".

Владимир Ольшевский не стал откладывать путешествие и оперативно составил план покорения тундры на велосипеде. Компанию ему на часть пути согласились составить трое воркутинских велосипедистов, с которыми он познакомился на воркутинском велосайте. С ними ухтинец впервые встретился во время воркутинской велоночи, в которой участвовал.

vova-olshevskiy.jpg

Вместе с единомышленниками он запланировал посетить известный заброшенный поселок Хальмер-Ю и военный Пембойский полигон. После этого воркутинцы должны были вернуться домой, а Владимир Ольшевский по тундре выехать на грунтовку, к бованенковской трассе газопровода, и покорить самую северную вершину Полярного Урала – Константинов Камень (492 метра). После этого он планировал найти место авиакатастрофы Ан-2 – эта трагедия в 1995 году оборвала жизни двух пилотов. И под конец маршрута найти затерявшиеся в горах сакральные языческие места ненцев – озеро Емынг-Лор и древнее капище. После этого по бованенковской грунтовке вернуться в Воркуту. Практически весь этот план удалось осуществить.

Шестьдесят километров тундры от Воркуты до поселка Хальмер-Ю четверо велосипедистов проехали по железнодорожной насыпи, которая осталась от узкоколейки, построенной в середине прошлого века. Ехали ночью, благо что было светло. В час ночи наткнулись на выводок зайчат, которые резвились и не обращали на людей никакого внимания.

Бывший поселок городского типа Хальмер-Ю был официально закрыт еще в 1996 году. Хальмер-Ю в переводе с ненецкого языка означает "Река в долине смерти", или "Мертвый узел". Первые буровые бригады начали здесь работать во время Великой Отечественной войны. В 1957 году там открылась угольная шахта. В конце 1993 года правительство России приняло постановление о ликвидации шахты. После закрытия поселка его территория используется как военный полигон под условным названием "Пембой". 17 августа 2005 года в ходе учений стратегической авиации бомбардировщик Ту-160, на борту которого находился Владимир Путин, произвел запуск трех ракет по зданию бывшего Дома культуры поселка.

"Конечно, испытания – вещь нужная, но чувства людей, для которых эти места являются родными, тоже можно понять, – отметил путешественник. – Воронку на месте падения ракеты и развалины мы подробно исследовали.
Туристы разбили лагерь на берегу реки Хальмер-ю. Место было удобное, с видом на поселок. Рядом чистая вода, а ветер спасал от мошки и комаров. Здесь было решено оставить все снаряжение и налегке проехать на велосипедах двадцать километров до Пембойской гряды".

"Тундра встретила нас буйством красок, – описывает путешествие Владимир Ольшевский. – Природа Заполярья пыталась по максимуму использовать теплые денечки короткого северного лета. А вдали, на фоне Уральских гор, паслись олени, с удивлением посматривая на людей с железными конями".

Без приключений добрались до гряды Пембой. Это небольшой хребет, который протягивается узкой, слегка изогнутой семикилометровой полосой с юго-запада на северо-восток. Максимальная высотная отметка 420 метров – это гора Пембой.

IMG_0453.jpg

"Формы морозного выветривания, скальные образования высотой до двадцати метров – столбы, колонны, карнизы, навесы, осложненные нишами и бороздами, непрерывной чередой протянулись на участке более трех километров. Контуры скал напоминают то драконов, то человеческие фигуры, то амфору или перст, то каких-то зверей, – поделился впечатлениями ухтинец. – Целый каменный зоопарк. Была еще и античная амфора, и еще вроде как древний воин, что прислонился для отдыха к скале. Художественное воздействие усиливается тем, что наш объект находится среди плоского однообразного рельефа тундры. Добравшись на велосипедах до Пембоя, мы вдоволь налюбовались каменными причудами природы Заполярья. Мы разыскали у подножия ручей, вытекающий из каменного грота наверху. Передохнули и начали свое веловосхождение. Мы "проложили" в скалах небольшую "велодорожку" и добрались до самой вершины. Три часа исследовали это каменное чудо посреди тундры, затем обнаружили удобную расщелину и начали спуск. В лагерь возвращались уже поздним вечером".

Путешественник отметил, что с вершины Пембоя (а это высота двадцатиэтажного дома) открывается отличная круговая панорама ландшафтов Большеземельской тундры. В ясную погоду хорошо виден Полярный Урал от своей крайней северо-восточной точки – гор Константинов Камень и Большой Минисей до вершины Пай-Ер на юге. На вершине Пембоя находятся вертолетная площадка и металлическая наблюдательная вышка. Вышка уже упала, а вот геодезической опорный знак еще прочно держится.

Второй день экспедиции ее участники полностью посвятили изучению заброшенного поселка. Они пытались представить, как здесь жили и отдыхали люди. Как они растили детей и как работали в сложнейших условиях Заполярья, отдавая все свои силы на благо стране.

После этого воркутинцы вернулись домой, а Владимир Ольшевский продолжил экспедицию на Полярный Урал в одиночестве. На бованенковскую трассу из тундры удалось выбраться в районе компрессорной станции по перекачке газа – в 120 километрах от Воркуты.

"Последний день июля я встретил у подножия самой северной горы Полярного Урала, – рассказал он. – Передо мной возвышался Константинов Камень. Издалека вершина не кажется опасной. Да и высота-то небольшая – километра не будет. Однако, горы – это дело непредсказуемое. В принципе подниматься было не трудно. Каменная россыпь – курумник под ногами был довольно устойчив. Непосредственную опасность представляли его острые, как ножи, края. Причем это было опасно как для человека, так и для велосипеда. Перспектива оказаться с распоротыми велосипедными покрышками за полсотни километров от людей не очень приятная. Поэтому я не торопился и поднимался в течение двух часов. Так как раньше в горах бывать не приходилось, то впечатления у меня были достаточно сильные. Я всматривался вдаль, в бесконечные просторы тундры. Где-то на западе по грунтовке пылила машина. Далеко на севере была видна ниточка побережья Карского моря. А ведь это же Северный Ледовитый океан, и до него всего полсотни километров. А прямо передо мной – памятный знак, установленный на месте, которое 170 лет назад посетил знаменитый русский исследователь севера, геолог, минералог, географ Эрнст Гофман. Насладившись историческим моментом, начал спуск, который в очередной раз подтвердил известную истину: подъем действительно легче и безопаснее. И в конце спуска, обернувшись назад у подножия, я подумал: а горка-то действительно крутовата".

013.jpg

После восхождения на Константинов Камень ухтинец начал поиск места падения Ан-2. На месте трагедии, разыгравшейся двадцать два года назад, мало чего осталось. Однако и этого было достаточно, чтобы представить, какой силы был удар, унесший жизни двух пилотов. Лопасти толщиной в сантиметр были порваны, как бумага.

"Печальное зрелище, которое открылось передо мной, действовало угнетающе, – поделился Владимир Ольшевский. – К тому же неожиданно поднялся сильнейший ветер, буквально сбивающий с ног. По неопытности я решил, что в горах это обычное дело. Не особо испугался. Но интуитивно принял решение спускаться вниз. И не идти к ненецкому языческому капищу, отложив его поиски на следующий раз. Позже оказалось, что решение было верным. Потому как в это самое время МЧС передало сообщение об усилении ветра. Ветра такой силы я не видел еще никогда. Останься я в горах подольше, думаю, меня бы просто сдуло. А так как связи здесь не было, я в счастливом неведении спокойно пошел искать свой любимый транспорт. Добравшись до велосипеда, уже валявшегося на камнях, я с трудом развернулся в сторону спуска. Так, держась друг за друга, мы благополучно скатились по леднику вниз в тундру".

Чтобы вернуться в Воркуту, нужно было проехать на велосипеде около сотни километров. Но словам велосипедиста, это уже был ничем непримечательный чисто технический момент велопохода. Общая его продолжительность составила порядка четырех сотен километров по тундре и горам.

  Ключевые слова: туризм