21 сентября в Сыктывкаре откроется выставка, посвященная истокам этнофутуризма.
Как сообщили "Комиинформу" в Нацмузее РК, истоки этнофутуризма как феномена современного искусства финно-угорских стран и республик России уходят в XX столетие. Интерес к архаичным и этническим пластам народной культуры связан с развитием национального самосознания и культурных контактов финно-угорских народов.
Художественная стилистика этнофутуризма соединяет заимствования из творчества старых мастеров, достижения русского авангарда, новые идеи и формы постмодернизма. Объединяющим выступает интерес к финно-угорской мифологии, и в целом архаической культуре.
Выставка не претендует на исчерпывающее представление уникального направления современного искусства зародившегося в финно-угорском мире. Круг участников выставки "АС АРТЭ" мог быть гораздо шире. Однако нам показалось важным соединить в выставочном пространстве энергию творчества художников Коми и Удмуртии. Близкое языковое родство двух народов, на наш взгляд, проецирует некую общность мировоззрения в древнем сознании и в знаковой образности современных художественных произведений.
Архаичные пласты, поднимаемые художниками-этнофутуристами, трудно напрямую назвать этническими/народными. Они шире национальных культур и имеют скорее наднациональные, общечеловеческие корни. Так первобытное искусство Северного Приуралья – "пермский звериный стиль", стало импульсом творчества Павла Микушева и Юрия Лисовского (Сыктывкар), "поиски яркого состояния перехода из физического мира в мир глубинных сакральных переживаний", "личностной молитвы, разрушение наносного, распутывание кармических узлов, обнажение спрятанных сокровищ из глубины сердца" легли в основу визуальной философии удмуртских художников Сергея Орлова (Кузи Серги)/ творческая группа "Танатос", Вячеслава Михайлова (Гиргорей Слави)/ творческая группа "БелМихайБат", Александра Пушина (Жон-Жон Сандыр) и Юрия Лобанова (Кучыран Юри)/ творческая группа "Эмноюмно" (Божественный элексир) и Татьяны Зыковой (Тань Тзы).
Высокий уровень и самобытность произведений художественного направления подтверждают многие выставки и фестивали с участием художников-этнофутуристов в России и за рубежом: "UGRICULTURE 2000" (Хельсинки, Финляндия, 2000), "Рождение мифа" (Будапешт, Венгрия, 2007), "Север и северо-восток. Континентальное подсознание. Современное искусство и финно-угорский мир" (Галерея Куму, Таллин, Эстония, 2008), "Архстояние — 2010" (фестиваль ландшафтных объектов, Никола-Ленивец, Калужская обл., 2010), "Гож" (Межрегиональная выставка творческих групп "Эмноюмно" (Удмуртия) и Тамга (Татарстан), Кудымкар, Коми-пермяцкий автономный округ, 2013), Международные ежегодные выставки современного искусства (Пярну, Эстония), выставка этнофутуристического искусства (Финляндия, 2013,2015), персональные выставки в выставочном центре Галерея (Пермь, 2015-2016), международный фестиваль "Арт-Пермь", Финно-угорский фестиваль "КАМВА"и др.
Ас /коми/ – свой, артэ /удмурт./ – рядом. "Свое" искусство, затрагивающее глубинные основы человеческого сознания, выстраивающее мосты в современность находится "рядом", в предлагаемых мыслеформах, знаках и символах этнофутуризма.