Оплата за установку и техобслуживание домофонов в дверях подъездов с жителей многоквартирных домов в большей части случаев не должна взиматься отдельно. Эта статья расходов входит в строку "содержание и ремонт жилья", и так выставляемую ежемесячно управляющими компаниями и ТСЖ.
Как сообщила "Комиинформу" руководитель регионального центра "ЖКХ Контроль" в Коми Дарья Шучалина, в этом году одна из тем, наиболее часто ставящихся жителями городов и районов в рамках обращений в центр, касается расходов на установку и оплату домофонов.
"Жители спрашивают, вправе ли управляющая компания либо ТСЖ собирать деньги с владельцев жилья на домофон, не включая их в статью по содержанию жилья. Ответ – нет, не вправе. Обслуживание домофона, как технической составляющей автоматически запирающегося устройства двери в подъезд, входит в перечень и стоимость работ по содержанию общего имущества", - отметила общественница.
Оплата, при наличии в составе общего имущества запирающего устройства, должна быть включена в строку "содержание и ремонт", а предъявление к оплате в квитанции за ЖКУ дополнительной строки "обслуживание домофона" дает возможность управляющей организации или ТСЖ получать плату за обслуживание этого устройства дважды по двум статьям. Это незаконно.
Такая позиция отражена и в разъяснительном письме департамента ЖКХ Минстроя РФ (№ 10686-АТ/04) со ссылкой на ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ. В ней указано, что по договору управления домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме.
Согласно ч. 3 ст. 39 того же кодекса правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются правительством РФ. Его постановлением № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в доме. Домофон, как оборудование, обслуживающее более одного помещения в доме, отвечает признакам общего имущества, в связи с чем принадлежит на праве собственности владельцам квартир. В п. 1 Правил указано, что состав общего имущества определяется для выполнения обязанности по содержанию общего имущества в доме.
Таким образом, как сделан вывод Минстроем РФ, если техобслуживание запирающих устройств (домофонов) предусмотрено договором управления домом, то оплата этого вида работ производится из состава платы за содержание и ремонт жилого помещения, которая устанавливается в порядке, предусмотренном статьей 157 Жилищного кодекса.
"Если договором управления в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества не предусмотрено техобслуживание домофонов, то для начисления платы необходимо решение общего собрания собственников и заключение договора с управляющей организацией или с организацией, осуществляющей обслуживание домофона", - уточнила "Комиинформу" Дарья Шучалина.
Такое решение собрания принимается в порядке, предусмотренном статьями 44 — 48 Жилищного кодекса или в порядке, предусмотренном главой 9.1 Гражданского кодекса (когда ЖК РФ не предусматривает возможности принятия таких решений). В этом случае тариф на обслуживание домофона, порядок его изменения и внесения платы за обслуживание устанавливаются в договоре между организацией, осуществляющей соответствующий вид деятельности, и собственниками по их поручению с управляющей организацией.
"Вопрос о порядке начисления платы за обслуживание запирающих устройств и отнесение домофонов к составу общего имущества в доме вызывает много споров. Анализ законодательства и судебной практики показывает, что существует два основных варианта начисления платы за техобслуживание домофонов в зависимости от того, включены ли они в состав общего имущества дома. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ и п. 7 Правил содержания общего имущества в доме, в состав общего имущества включена внутридомовая система электроснабжения, состоящая, в том числе, из автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей подъездов. В то же время п. 1 Правил определено, что состав общего имущества определяется: собственниками для выполнения обязанности по содержанию общего имущества; органами госвласти для контроля за содержанием общего имущества; и органами местного самоуправления для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации.
АЗУ включаются в состав общего имущества дома в силу закона в случае, если они установлены на момент его ввода в эксплуатацию, либо на основании решения общего собрания собственников, если установлены после сдачи новостройки. За обслуживание домофонов в таком случае отвечает организация, управляющая домом, за счет платы за содержание и ремонт общего имущества.
"Нередко домофоны устанавливаются после ввода дома в эксплуатацию по решению отдельных собственников в отдельных подъездах за счет собственных средств. В таких случаях домофоны являются общей собственностью указанных собственников и обслуживаются за их счет на основании прямых договоров со спецорганизацией. Управляющая организация не обязана, но вправе заключить агентский договор с такой организацией на сбор платежей собственников", - пояснила Дарья Шучалина.
Домофоны, установленные в доме на момент его ввода, включаются в состав общего имущества. А те, что установлены собственниками за свой счет после ввода дома, в зависимости от особенностей их установки могут быть включены в состав общего имущества на основании решения общего собрания.