На уходящей неделе особое внимание в республике было приковано к Приполярью, где рабочие градообразующего "Интаугля" не вышли на смену из-за долгов по зарплате. Благодаря вмешательству главы Коми Сергея Гапликова шахтерам выплатят заработанное.
За двое суток до этого события "Комиинформ" сообщал о том, что в Инте пытаются дестабилизировать ситуацию, дезинформируя шахтеров: якобы те свои кровные могут и не увидеть. На заседании общественного совета Минтрудсоцзащиты Коми стало известно о том, что подготовлен план развития производства и график погашения долгов. Общественный совет порекомендовал министерству совместно с администрацией муниципалитета и руководством предприятия (новое юрлицо создано в середине марта) довести информацию до трудового коллектива.
Спустя сутки об этом же было сказано на комиссии по обеспечению развития экономики и социальной стабильности Коми. В результате поручение собрать руководство акционерного общества и лидеров профсоюзных "ячеек", созданных при предприятии, дал Сергей Гапликов.
Совещание провела первый зампред правительства Лариса Максимова. В части невыплат за апрель выход найден: глава республики распорядился выделить "Интауглю" 30 миллионов рублей. Что же касается просрочки за период с января по середину марта, когда функционировало старое юрлицо, понимание перспектив также имеется. Ввиду того, что ведется процедура банкротства, конкурсная масса в виде различных активов уйдет с молотка, а вырученные средства потратят на покрытие долгов. Зарплаты шахтерам – в приоритете.
Отметим, что за последние полтора года радикальных потрясений с "Интауглем" не происходило: нынешняя команда управления регионом отсеяла охотников за наживой. Однако коренным образом выправить за столь небольшой промежуток времени ситуацию не так-то просто. Со времен, когда кресло высшего должностного лица занял Владимир Торлопов, многострадальный "Интауголь" служил мишенью ушлых дельцов от бизнеса в бизнесе и от бизнеса во власти (ныне знаменитое дело об ОПС Торлопова-Гайзера). Круговерть с перепродажами акций и банкротствами угольного производства вогнали предприятие в экономически депрессивное положение, которое было очень выгодно прежней власти и ее партнерам, чтобы наживаться на стабильном промышленном проекте.
Федеральные и местные СМИ с 2002-го регулярно публиковали расследования о нечистоплотности действий региона, когда предприятие перестало быть федеральной собственностью. Вывод же из статуса республиканского госактива начался с аферы, прокрученной, как рассуждала пресса, "кукловодом" Александром Зарубиным (ныне в бегах, но в деле об ОПС фигурирует среди ключевых фигур). Акции "Интаугля" были заложены эфемерным фундаментом под создававшуюся пустышку "Печоруголь". Псевдо-инвестор растворился в юридическом небытие, дав старт эпопее хождения "Интаугля" по частным рукам.
К приполярному активу "приложились" затем и Павел Орда, и Константин Ромаданов, и Евгений Самойлов. Последний с ИК "Таврический" связал финансовыми кандалами Инту с Минобороны РФ: продукция с одобрения тогдашнего начальства, как сообщала "Новая газета" продавалась по завышенным ценам для военных городков. Они грелись с перебоями, а вот "нагревались", как сообщала пресса, рулевые процесса. Масс-медиа делали выводы о том, что "получаемые от поставок интинского угля миллиарды могли уходить на обналичку и скупку обанкротившихся предприятий в интересах семьи Самойловых".
Правоохранительными органами оценка действиям прежнего руководства регионом пока не дана – эпизодов экономических преступлений и так собрано на целый букет, цена которого (равно ущерб бюджету Коми) – свыше трех миллиардов рублей, за которые фигурантам "дела Гайзера" сулят сроки до четверти века лишения свободы.
Однако Приполярью от этого не легче. Стабилизацией положения на "Интаугле" занимается нынешнее руководство республики. План развития производства и погашения долгов планируется утвердить в ближайшее время.