29 мая состоялось заседание Комитета Государственного Совета Республики Коми по законодательству и местному самоуправлению, посвященное вопросам, предлагаемым для вынесения на референдум Республики Коми. В нем приняли участие депутаты и сотрудники Аппарата регионального парламента, а также представители инициативной группы по проведению референдума, сообщает пресс-служба Госсовета.
В ходе заседания были рассмотрены результаты правовой и лингвистической экспертизы вопросов, проведенной в Аппарате Государственного Совета Республики Коми.
По словам председателя Комитета по законодательству и местному самоуправлению Нины Нестеровой, соблюдение природоохранного законодательства, сохранение уникальных природных богатств Республики Коми – важнейшая задача, которой депутаты Государственного Совета Республики Коми уделяют пристальное внимание.
"Мы понимаем важность вопросов, которые инициативная группа предлагает вынести на референдум. Именно поэтому мы убеждены, что формулировки этих вопросов должны быть однозначны и понятны каждому жителю. Важно исключить их двоякое толкование и правовую неопределённость", – отметила депутат.
Солидарен с коллегой и первый заместитель председателя Государственного Совета Республики Коми Александр Макаренко.
"Мы поддерживаем членов инициативной группы в том, что нужно обеспечить защиту природных ресурсов Республики Коми. С этой задачей успешно справлялось отдельное профильное министерство. Поэтому в целом мы разделяем позицию инициативной группы и заботу активистов о природном достоянии региона. Но это не отменяет тот факт, что формулировка каждого вопроса, вынесенного на референдум, должна соответствовать требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", – подчеркнул Александр Макаренко.
Первый заместитель председателя Государственного Совета обратил внимание на статью 12 данного федерального закона, в которой определены четкие требования к вопросам, выносимым на референдум.
"Мы вынуждены констатировать, что по результатам правовой и лингвистической экспертизы, в формулировке каждого из трех вопросов, предлагаемых для рассмотрения на референдуме, содержатся несоответствия этой статье", – рассказал Александр Макаренко.
Указанный федеральный закон содержит конкретный перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум. В их числе вопрос "о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации". Этому требованию не соответствует первый вопрос, заявленный на референдум: "Считаете ли вы, что в структуру органов в системе исполнительной власти Республики Коми должно входить Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми?". Правовые последствия реализации указанного вопроса, исходя из его формулировки, – это включение в "структуру органов в системе исполнительной власти Республики Коми" нового органа исполнительной власти Республики Коми. При этом, в соответствии с федеральным законодательством, любое изменение в структуре органов исполнительной власти Республики Коми неразрывно связано с изменением финансовых обязательств Республики Коми.
Кроме того, согласно этому же федеральному закону, вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Согласно проведенной экспертизе, этому пункту не соответствует второй вопрос, предлагаемый на референдум: "Считаете ли вы, что Глава Республики Коми и Госсовет Республики Коми должны инициировать на федеральном уровне решение о запрете эксплуатации промысловых нефтепроводов, введенных в эксплуатацию до 2000 года?". Согласно федеральному законодательству, законодательные и исполнительные органы власти действуют самостоятельно, обладают своими полномочиями и в соответствии с ними принимают правовые акты. Таким образом, не предусматривается возможность принятия ими единого совместного "решения".
Помимо этого, федеральным законом установлено, что вопрос референдума "должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения". Этому требованию не соответствует употребление словосочетания "Госсовет Республики Коми", так как в Республике Коми отсутствует орган с таким названием. Представительным и законодательным органом власти является Государственный Совет Республики Коми. Правовую неопределенность также создаст употребление понятий "федеральный уровень" и "инициировать". В случае положительного ответа на вопрос, на референдуме возникнет неясность относительно того, как оформить соответствующую инициативу и в адрес какого федерального органа государственной власти эту инициативу необходимо направить на рассмотрение.
Помимо этого, в том же федеральном законе содержится норма, по которой "на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации". Вразрез с этим требованием идет третий вопрос, заявленный на референдум: "Считаете ли вы, что необходимо исключить из программы развития Республики Коми геологоразведочные работы и промышленное освоение месторождения золота "Чудное" в Национальном парке "Югыд ва"?".
Согласно Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях", национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, а Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится. Так, национальный парк "Югыд ва" создан постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года № 377 и отнесен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2055-р к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Таким образом, поставленный инициативной группой вопрос регламентируется положениями федерального закона и находится в ведении Российской Федерации.
Таким образом, по результатам проведенной правовой и лингвистической экспертизы, было признано, что вопросы, предлагаемые для вынесения на референдум Республики Коми инициативной группой по проведению референдума Республики Коми, не соответствуют требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Проект постановления Государственного Совета Республики Коми о вопросах, предлагаемых на референдум Республики Коми инициативной группой по проведению референдума Республики Коми, будет вынесен на рассмотрение ближайшего заседания Государственного Совета Республики Коми.