Новости Республики Коми | Комиинформ

В Верховном суде Коми выступили сторонники и противники закона о компенсации за детский сад

В Верховном суде Коми выступили сторонники и противники закона о компенсации за детский сад
В Верховном суде Коми выступили сторонники и противники закона о компенсации за детский сад
logo
В Верховном суде Коми выступили сторонники и противники закона о компенсации за детский сад
Фото: Юлии Николаевой

В Сыктывкаре 23 мая состоялось первое судебное заседание по делу о компенсации за детский сад. В Верховном суде Коми выступили адвокат Роман Койдан, представители Госсовета Коми, главы Коми и заинтересованной стороны. На слушаниях присутствовали и родители дошкольников, которые считают, что их права были нарушены в связи с отменой компенсаций.

Напомним, в Коми 1 февраля 2017 года вступил в силу закон об отмене компенсации платы за детский сад многодетным семьям. Депутаты утвердили критерии нуждаемости семей и оставили соцпомощь только тем, чей среднедушевой доход не превышает полуторной величины прожиточного минимума, установленного в регионе.

Адвокат Роман Койдан обратился в Верховный суд Коми с административным исковым заявлением к Госсовету Коми о признании закона недействительным. В марте заявление было принято к производству.

proz1-1.jpg

proz2-1.jpg

Судебное заседание, которое было назначено на 5 мая, отменили в связи с тем, что судья заявил самоотвод, так как косвенно был заинтересован в исходе дела как родитель дошкольника.

И.о. председателя Верховного суда Коми Александр Хамицевич отписал рассматривать данное дело судье Верховного суда Коми Вячеславу Головкову. На очередном заседании выступил адвокат Роман Койдан, которого пришли поддержать родители, и четыре ответчика: представители Госсовета Коми, заинтересованной стороны и главы Коми.

По мнению Р.Койдана, новый закон противоречит федеральному законодательству и не соответствует нормам как по форме, так и по содержанию. Адвокат отметил, что при принятии закона была нарушена процедура, которая четко прописана в регламенте Госсовета Коми. А именно, временные рамки принятия нормативного акта, а также прохождение законопроекта через правовую, лингвистическую, антикоррупционную и экономическую экспертизы.

Также, по мнению Р.Койдана, суду не представлены документы о мерах по урегулированию разногласий, которые возникли при рассмотрении проекта.

В своем выступлении истец сделал акцент на том, что в итоге текст принятого закона отличается от текста проекта закона. Кто их вносил и согласовывал, никто не знает.

По существу вопроса адвокат пояснил, что государственные гарантии на общедоступность образования были узаконены еще в 1992 году, с того времени много раз вносились поправки, но суть не менялась. Федеральное законодательство обязало субъекты сохранять материальную помощь родителям дошкольников не ниже установленного Россией уровнем. Родители могут быть лишены компенсации за детский сад только в том случае, если перестают быть родителями или законными представителями ребенка.

Большинство субъектов отказались вводить критерии нуждаемости, Коми пошла по другому пути.

Судья отметил, что сам адвокат не попадает под критерии нуждаемости, так как его доход превышает 1,5 прожиточного минимума. Таким образом, необходимо решение вопроса, нарушены ли его права при вступлении в силу нового законодательства.

Р.Койдан пояснил, что до момента вступления в силу закона он получал компенсацию, а после, без письменного уведомления, поддержку отменили.

proz3-1.jpg

proz4-1.jpg

Представитель Государственного Совета Коми в своем выступлении сообщила, что принятие поправок в региональное законодательство стало необходимым в связи с изменением федерального. Госсовет воспользовался наделенным правом устанавливать критерии нуждаемости. По мнению ответчицы, регламент принятия закона нарушен не был, так как внутренние распорядки парламента могут варьироваться, и если закон можно принять ранее установленных сроков, его принимают раньше.

Представитель заинтересованной стороны пояснила, что законопроект разработан в соответствии с поручением президента, который заявил об усовершенствовании мер соцподдержки в стране, исходя из критериев адресности и нуждаемости. Также выступающая пояснила, что доходы граждан растут, а бюджет по-прежнему остается ограниченным. В такой ситуации новый закон не противоречит федеральному и не нарушает права граждан, так как минимальный объем компенсаций сохранен, размеры выплат не менялись. Но возможность получить помощь сегодня предполагает заявление от родителей.

Как отметила ответчица, поправки в законопроект вносились в ходе совместной работе Госсовета и Минобраза науки региона.

proz6-1.jpg

Вторая представительница заинтересованного лица пояснила, что объем средств на соцподдержку жителей Коми ежегодно увеличивается. Если в 2015 году это были 6,9 млрд. рублей, то в 2016 году сумма составила более 7,6 млрд. рублей. Выступающая попросила приобщить к материалам дела выписку о расходах республиканского бюджета за прошлый год. Куда пошли или пойдут высвободившиеся от нововведений в Коми деньги, пояснить выступающая затруднилась.

Также она отметила, что на федеральном уровне уже подготовлен собственный проект критериев нуждаемости, на которые смогут ориентироваться регионы.

Представитель главы Коми в ходе судебного заседания рассказала, что анализ правовых норм показал, что сегодня в регионе компенсация за детский сад есть, размер ее не уменьшался, при предоставлении компенсации применяются критерии нуждаемости. А высвободившиеся деньги от тех, кто не попадает под критерии нуждаемости, идут на соцподдержку других жителей региона.

Также потенциальные заявители не лишены права обращаться с заявлением во второй раз, если им уже отказали, предоставив необходимый пакет документов.

"Учитывая направленность соцподдержки по всей России именно на нуждающихся, субъекты ориентируются в своей практике на те группы, которым помощь нужна особенно, - пояснила выступающая. - В Коми очень много детей-сирот, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Много инвалидов. Власти ищут возможность помочь им. Другие субъекты страны идут по этому же пути, основываясь на уровне дохода граждан".

В завершении судебного слушания судья вынес решение о том, что Госсовету Коми до 24 мая необходимо предоставить документы о прохождении законопроекта через все необходимые процедуры, а также поправок через комитеты парламента, либо хронологию принятия нормативного акта.
Следующее судебное заседание пройдет 24 мая в 14.00, где по делу будет вынесено решение.