Как уже сообщал "Комиинформ", представители государственной корпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" побывали в нашей республике с проверкой жилья, строящегося и уже введенного в эксплуатацию в рамках госпрограммы переселения граждан из аварийных домов. Совместно с руководством Минстроя Коми и регионального центра "ЖКХ Контроль" сотрудники Фонда осмотрели новый жилфонд в Сыктывкаре, селе Ношуль Прилузского района, а также в селе Корткерос и поселке Приозерный Корткеросского района. В эксклюзивном интервью "Комиинформу" итоги поездки подвел заместитель директора департамента мониторинга и контроля Фонда Эльмар Апаев.
- Эльмар Назимович, как в целом выглядит Коми на фоне остальных регионов по исполнению программы переселения?
- Если еще полтора года назад программа была исполнена всего на 5 процентов (притом, что была начата в 2013 году), то за этот период отставания нагнаны и на сегодня целевые показатели достигнуты на 76 процентов – почти столько же, сколько составляет эта "планка" в среднем по России. Хотя мы стараемся не сравнивать территории между собой, поскольку везде своя специфика. Эти цифры как промежуточные итоги важны для того, чтобы понимать: кому необходимо ускориться, а кто уже спокойно вышел на финишную прямую.
- В Фонде есть уверенность, что регионы справятся до первого сентября текущего года?
- Это официально крайний срок, к которому программа должна быть завершена по всей стране. Ряд регионов уже прислал нам письма с признанием в том, что к началу осени работы завершить не удастся. Где-то мы видим, что объективно произошел форс-мажор, как, к примеру, в Амурской области: там из-за наводнений пришлось менять планы и корректировать графики строительства домов. На сегодня некоторые губернаторы просят перенести контрольную дату. Решать это – Правительству РФ.
- Программой предусмотрено несколько способов расселения жителей аварийных домов. Какой наиболее эффективен, как показали эти пять лет?
- Суть программы в том, чтобы обеспечить россиян именно новым жильем и одновременно содействовать развитию отечественного строительного рынка. Поэтому возведение домов – это основной подход, который и применяется в регионах. На рынке вторичной недвижимости квартиры приобретаются там, где строить невозможно или чрезмерно затратно в силу природно-климатических условий. Аналогично – со способом в виде выкупа жилья у собственников.
- По поводу последнего: многие хозяева признанного непригодным жилфонда рассчитывали на компенсацию из расчета 36 400 рублей за квадратный метр (столько средств выделяется из бюджета на строительство и покупку жилья), однако власти выплачивают меньшие суммы.
- Тут нет ничего противозаконного. Перед выкупом обязательной является процедура оценки жилья. В соответствии с выдаваемым комиссией заключением и начисляется компенсация. Важно помнить, что программа переселения из аварийных домов – не улучшение жилищных условий гражданам. Это следует понимать и тем, для кого возведены новые дома, и тем, для кого квартиры приобретены в ранее сданных объектах недвижимости.
- Правильно ли считать, что, по сути, в том, что старые дома оказались аварийными, виноваты сами собственники – будь то граждане, приватизировавшие квартиры, либо муниципальные образования, в чьей собственности они остаются?
- Разумеется. Когда за ЖКУ в полном объеме производится оплата, когда качественно обслуживается здание и вовремя обеспечивается текущий и капитальный ремонты, тогда оно служит дольше и не становится аварийным.
- Многие обитатели таких домов ратуют за выделение им денег либо жилищных сертификатов, чтобы самостоятельно решить квартирный вопрос. Как вам такие варианты?
- "Живые" деньги выделять чревато – сложно проконтролировать их целевое расходование. А вот сертификаты – путь разумный, поскольку обналичить их владельцы не в состоянии: только потратить на покупку альтернативного жилья.
- Насколько я понимаю, в следующем году регионы должны представить предложения по реализации новой программы переселения, которая должна стартовать в 2019-ом. Это так?
- Все верно. В рамках проверочных мероприятий, с которыми мы приезжаем в регионы, местные власти нас спрашивают: рассчитывать ли на финансирование из федерального бюджета, начиная с 2019 года, в нынешних объемах. Пока официальные планы правительством страны не озвучены, но мы настраиваем руководство регионов на то, что уже сейчас необходимо задумываться об изыскании своих – внутренних – резервов.
- Эльмар Назимович, как вам в рамках нынешней поездки осмотр домов в трех муниципальных образованиях?
- В Сыктывкаре мы осмотрели два дома, которые еще строятся, хотя должны были быть сданы в конце прошлого года. Степень готовности – от 65 до 75 процентов. Остается доделать работы по фасадам и заняться внутренней отделкой. Работы ведутся активно. Нужно не сбавлять темп.
- Про поездку в село Ношуль вы отдельно остановились в ходе рабочей встречи с главой Коми. Изучение документов и визуальный осмотр домов, в которых приобретены квартиры для переселенцев, дают основания считать, что все сделано в рамках закона?
- Квартиры в домах на вторичном рынке недвижимости являются пригодными. Соответствующие заключения даны и межведомственной комиссией, и управлением Роспотребнадзора по Коми. Другое дело, что сами дома (один – 1976 года постройки, второй – 2002 года) нуждаются в ремонтах, о чем мы сказали и администрации Прилузья, и руководству Минстроя республики. Глава Коми Сергей Гапликов заверил, что возьмет вопрос под контроль.
- Как быть с позицией переселенцев, которые сначала письменно просили через суд предоставить им благоустроенное жилье, а теперь, узнав, что ЖКУ обойдутся примерно в 8 тысяч рублей в месяц, отказываются заселяться, чтобы не оплачивать их?
- Две жительницы Ношуля, действительно, признались, что у них не столько претензии к качеству жилья, сколько к тем суммам, которые им будут выставляться по счетам. И попросили выделить им жилье в домах без благоустройства. Насколько это возможно в данном поселении – вопрос открытый. Мы рекомендовали администрации муниципалитета рассмотреть такую возможность в рамках четвертого этапа, а данные квартиры предоставить тем очередникам, кто готов проживать как раз таки в благоустроенном жилье.
- Каковы ваши впечатления от последнего муниципалитета в рамках поездки – Корткеросского района?
- Приятно удивило то, что большая часть домов там возводится из кирпича. Это дорого, но зато надежно и долговечно. Кроме того, мы осмотрели новостройки, введенные в рамках уже минувших этапов программы, поскольку они были поставлены на контроль из-за небольших недочетов. Все они устранены. Мы в этом убедились. Пообщались с жильцами – они довольны новым жильем, а это для нас главное. Порадовало и то, что власти района развивают местный строительный рынок, представители которого выигрывают контракты на реализацию программы переселения.
- Эльмар Назимович, в завершение разговора: какие на сегодня санкции определены для регионов в случае, если программа не будет завершена в срок?
- Все губернаторы в курсе, что при таком исходе им предстоит вернуть средства в полном объеме, выделенные из федерального бюджета за все пять лет действия программы. Коми с 2013 по 2017 годы получила более трех миллиардов рублей. Такая финансовая мера – весьма серьезный мотиватор для того, чтобы в последние месяцы мобилизовать усилия и обеспечить вовремя достижение целевых показателей. Главные – сдача жилья и заселение граждан. Что касается аварийных домов, если в регионах всех их не удастся снести к началу осени – это не самое страшное.