Стандарт по контролируемой древесине является важной частью в FSC. Актуальные вопросы, связанные с этим стандартом, обсудили на республиканском Лесном диалоге специалисты отрасли и представители власти. О проверке поставщиков древесного сырья и роли заинтересованных сторон, собравшимся рассказала ведущий инженер отдела сертификации и экологии АО "Монди СЛПК" Татьяна Дюкова.
По ее словам, предприятие имеет не только сертификацию по лесоуправлению, но и по контролируемой древесине, цепочке поставок и собственный многолетний опыт контроля компаний-партнеров.
"Стандарт по контролируемой древесине - это прежде всего требования к держателю сертификата. Они говорят о том, как правильно проводить аудиты своих поставщиков, чтобы в итоге присвоить их продукции статус контролируемой древесины. На Монди СЛПК уже более десяти лет существует собственная система по выбору и оценке поставщиков. В основу этой оценки изначально легли требования системы качества продукции сертификата ISO 9001, а с 2009 года добавились требования FSС. В 2016 с изменениями в стандарте они еще и значительно ужесточились", - рассказала Т.Дюкова.
Она также отметила, что согласно действующему стандарту, на предприятии организована система Должной добросовестности. Система описывает методы контроля поставщиков и цепочки поставок.
Сегодня примерно 67% древесины, которая используется на производстве, - это собственные заготовки предприятия. Покупные - оставшиеся 33%. В основном, у поставщиков приобретаются баланс и щепа. На всех несертифицированных поставщиков древесного сырья распространяется система должной добросовестности согласно стандарту контролируемой древесине FSC.
Определить древесину как контролируемую позволяют три основных критерия: она должна быть легально заготовлена, эта заготовка не должна нарушать гражданских и традиционных прав, заготовка также не должна угрожать лесам с высокой природоохранной ценностью (ЛВПЦ).
Предприятие, прежде чем принять древесину, оценивает ее по каждой категории. В первой проверяется наличие коррупционной составляющей: при проведении аукциона, санитарных рубок и рубок дохода в защитных лесах. Исключается возможность принадлежности сырья "черным лесорубам".
Вторая категория обращает внимание на конфликты поставщика с рабочими. Не препятствует ли работодатель созданию профсоюзов и объединений, которые отстаивают свои права, не нарушает ли условий коллективного договора. Важно, чтобы не было острых конфликтов между предприятием и местным населением, чтобы не были нарушены требования конвенции Конвенции международной организации труда.
По третьей категории оценка проходит дистанционно с помощью геоинформационных систем и открытых данных. Она также предполагает консультации с представителями лесничеств.
К участию в общей оценке привлекаются и заинтересованные стороны. В качестве таких сторон часто выступают администрации районов и сельских поселений, профсоюзы.
"Это огромный объем работы, и оценить все риски самостоятельно было бы невозможно, поэтому используются консультации. Так, например, нами проводились консультации с середины ноября по середину апреля, всего более 250-ти. Мы использовали письма, телефонные звонки, были и личные встречи. А когда у одного из наших лесозаготовителей возник конфликт с местным населением, наш специалист выезжал на место, работал над примирением сторон и довел ситуацию до желаемого результата", - отметила Т.Дюкова.
К профсоюзным организациям предприятие обращается, когда требуется информация относительно прав работников. Существует перечень вопросов к каждой из сторон, выступающих в роли консультантов.
"Таким образом мы пытаемся снизить риск поступления в производство неприемлемой древесины. Примечательно, что, когда мы обращаемся, пишем письма, практически 100% зантересованных сторон нам отвечают. Взаимодействие идет, и наши консультанты также заинтересованы в том, чтобы древесина была легальной, а права работников и защищенные леса сохранялись", - подчеркнула она.
На предприятии даже были случаи отказа от сотрудничества по причине несоответствия поставщика требованиям стандарта FSC и собственной программы контроля. В иных ситуациях отношения с поставщиком приостанавливались до момента устранения им выявленных недочетов.