Согласно проведенному исследованию кредитных организаций в Коми, сегодня кредитование для банков занимает первое место по доходности. При этом банки отдают приоритет краткосрочным кредитам, предоставляя их, как правило, предприятиям торговли и малого бизнеса. Главными причинами для отказа в кредите являются отсутствие "длинных" денег, достаточных гарантий возврата кредитов и достоверных данных бухгалтерского учета клиента. Инвестируют средства только четыре коммерческих банка, два из которых инорегиональные. Впрочем, еще реже практикуется такой важный финансовый инструмент, как лизинг: подобные операции выполняет лишь один банк.
Населению банки предлагают потребительские кредиты на приобретение транспортных средств, гаражей, дорогостоящих предметов домашнего обихода. На эти цели в 2001 году банки Коми выдали 505 миллионов рублей. При этом Сбербанк осваивает новый для Коми вид банковских услуг - кредит на оплату обучения в образовательных учреждениях страны, на установку телефона. Однако, по мнению банковского руководства, для развития потребительского кредитования нужно подготовить юридический механизм возврата денег и обеспечить "прозрачность" финансового состояния физических лиц. Согласно исследованию, ипотечные кредиты выдают менее трети кредитных организаций. Для этого рынка характерны малые объемы, краткосрочность, высокие процентные ставки. Услугами ипотеки на сегодня пользуются только самые состоятельные жители Коми.
Кроме того, банки производят расчетно-кассовое обслуживание клиентов, денежные переводы и платежи (в том числе за товары и услуги), по договоренности со своими клиентами-работодателями выплачивают заработную плату их сотрудникам с помощью пластиковых карт, предоставляют брокерские услуги, принимают средства на специальные накопительные счета. По мнению руководителей банков, в этой работе, кроме очевидных преимуществ, есть и недостатки: 69 процентов респондентов считают, что содержание инфраструктуры и привлечение средств по вкладам населения обходится слишком дорого. Валютные операции формируют около 21 процента прибыли кредитных организаций. Три процента дохода приносят операции с ценными бумагами, занимая четвертое место в шкале доходности.
Наиболее привлекательными целевыми аудиториями для банков, согласно исследованию, являются представители крупного, среднего, мелкого бизнеса и частные предприниматели.