Новости Республики Коми | Комиинформ

Таможенный союз озаботился психическим здоровьем детей

Таможенный союз озаботился психическим здоровьем детей
Таможенный союз озаботился психическим здоровьем детей
logo
Таможенный союз озаботился психическим здоровьем детей
spletnik.ru

Куклы должны правдиво изображать образ физически здорового человека, быть привлекательными. В них не допускается нарушений строения тела человека, свидетельствующих об отклонениях - перекошенные глаза или рот, отсутствие зрачков в глазах, наличие протезов, рогов, ушей, хвостов, перепонок между конечностями. Эти и другие обязательные требования содержатся в проекте технического регламента таможенного союза "О безопасности игрушек". Цель - защита психического здоровья детей. В противном случае - штрафы и удаление с рынка за нарушение техрегламента, пишет "Российская газета".

Эксперты пяти стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обсудили критерии "правильных" и "вредных" игрушек. От последних, опасных для нравственного здоровья детей, включая внешне здоровую куклу Барби (но она не воспитывает хозяйственность и семейные ценности, а только интерес к шопингу и мужчинам) предлагают очистить прилавки магазинов представители Казахстана. А для этого включить в техрегламент норму об обязательной психолого-педагогической экспертизе кукол перед их продажей.

Эти предложения обсудили и в Евразийской экономической комиссии. Поправки не поддержали Россия и Белоруссия, сообщила "РГ" глава Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) Антонина Цицулина. Представители рабочей группы от России, в которую входят члены ассоциации, ученые, психологи, педагоги считают невозможным оценивать куклы на "психолого-педагогическую безопасность". Такого нет нигде в мире.

Нет в мире и экспертов, которые бы отбраковывали кукольный товар. И как быть с контентом? Сегодня все мировые производители кукол сопровождают свои персонажи мультиками, фильмами, наклейками, пазлами. И весь этот контент свободно здравствует на ТВ, в интернете. По данным российских психологов, 88 процентов дошколят смотрят мультики в интернете.

Резко отрицательно отозвалась об обязательной экспертизе профессор, руководитель единственного в России центра психолого-педагогической экспертизы игрушек МГППУ Елена Смирнова. Она подтвердила, что ни в мире, ни в России нет специалистов, которые бы объективно оценивали игрушки, внешность которых отклоняется от заданной.

"Абсурд, что куклы должны быть реалистичными. Больше половины кукол не подходят под эти критерии, включая фей с крылышками, неваляшек без ножек. А куда деть страшненького Буратино с длинным носом, Русалочку или Карлсона с моторчиком? Или кикимор, леших и других чудищ из русских сказок - Кощея, Бабу Ягу, Змея-Горыныча", - говорит профессор.

По ее мнению, из обихода может быть выкинут целый пласт устаревших "чудовищ", которые сопровождали в мире детства прежние поколения детей. А обязательная экспертиза внешнего образа кукол откроет путь к полному субъективизму и коррупции.

Кроме того, в России для таких экспертиз не подготовлена почва. Для того, чтобы их проводить, нужен огромный штат экспертов. А весь штат центра Смирновой состоит из 8 человек. Спусковым крючком, считает она, стали убеждения определенной части общества, что чудища, монстры и другие новые современные персонажи, портят психику ребенка. "Мы некоторые из игрушек-"чудищ", действительно не рекомендуем производителям и родителям, но только в качестве ориентиров", - говорит Смирнова. - Четких критериев, а тем более научных данных о том, что они вредят психики ребенка нет".

Отрицательные заключения на этот счет предоставили Европейский союз и Ассоциация производителей игрушек США. В них говорится, что игрушки всегда являются хорошо сбалансированной "игровой диетой", так как дают возможность детям безопасно играть в реальные жизненные ситуации, создавать различные сценарии в вымышленном мире, исследовать результаты, изучать, выражать и регулировать такие эмоции, как любовь, заботу, сопереживание, понимание и вместе с тем разочарование, страх, гнев и агрессию. А оценка педагогическим составом безопасности является беспрецедентной, не соответствует нормам ВТО. Ни один другой рынок в мире в отношении любой продукции не имеет такого требования, уточняют в письмах зарубежные коллеги.

Профессор кафедры психологии МГУ Галина Солдатова говорит, что у каждого поколения детей свои герои и антигерои, а детская субкультура сегодня формируется на другой основе - традиционные образы вытесняются цифровыми. "Взрослые не понимают новое поколение "zed", пребывают в страхе и от того готовы идти на запреты", - говорит психолог. Способы влияния нужны другие. Сегодня Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) предлагает целый комплекс таких "беззапретных" способов влияния на развитие здорового рынка игрушек.

  Ключевые слова: дети, игрушки, психология