Реализация программы оздоровления предполагает укрепление устойчивости бюджетной системы Коми, удержание роста расходов и сокращение дефицита республиканского бюджета, создание предпосылок для выхода на бездефицитный бюджет, а также сокращение долговой нагрузки на бюджетную систему Республики Коми.
Документ определяет основные направления деятельности органов исполнительной власти Коми и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Коми по созданию условий для результативного управления государственными финансами региона и эффективного использования бюджетных средств.
В целях оздоровления государственных финансов Республики Коми предполагается решить ряд задач: сохранить устойчивость бюджетной системы Республики Коми и обеспечить сбалансированность республиканского и местных бюджетов; обеспечить рост налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета, в том числе путём оптимизации предоставляемых налоговых льгот и повышения эффективности использования государственного имущества Республики Коми; удержать рост расходов республиканского бюджета Республики Коми, в том числе путём оптимизации расходов на функционирование аппаратов государственной и муниципальной службы, оптимизации бюджетной сети и расходов на оказание государственных услуг, оптимизации мер социальной поддержки, совершенствования межбюджетных отношений, оптимизации инвестиционных расходов, субсидий юридическим лицам и дебиторской задолженности, планирования республиканского бюджета Республики Коми в программно-целевой структуре; оптимизировать структуру государственного долга Республики Коми и обеспечить ликвидность республиканского бюджета.
Высвобождаемые средства республиканского бюджета по результатам проведённых мероприятий программы будут направлены на сокращение дефицита республиканского бюджета Республики Коми.
Как говорится в документе, сохраняющаяся тенденция превышения роста расходных обязательств над уровнем доходов бюджета привела к негативной ситуации росту долговой нагрузки республиканского бюджета Республики Коми.
Сопоставление динамики изменений объемов доходной и расходной частей за последние годы свидетельствует о существенном отставании темпов роста доходов от темпа роста расходов. Так, если за период 2012 -2015 годов общий объем доходов бюджета увеличился всего на 3,1 млрд. рублей, то рост расходов составил 7,4 млрд. рублей, что в большей степени обусловлено необходимостью реализации принятых в 2012 году на федеральном уровне решений по реализации государственной политики в различных сферах (майские указы президента). При этом объем дополнительных расходов консолидированного бюджета Республики Коми для реализации "майских указов" составил в 2015 году свыше 10 млрд. рублей.
В документе отмечено, что уровень средней заработной платы по экономике Коми, который служит ориентиром для реализации "майских указов", искажается в большую сторону значительным влиянием высокого уровня средней заработной платы по отраслям нефтегазодобывающей промышленности и трубопроводного транспорта.
Тенденция более быстрого темпа роста общего объема расходов бюджета над темпами роста его доходов в 2016-2017 годах сохраняется.
"Следует также учитывать, что ввиду отнесения территории Коми к районам Крайнего Севера и приравненным к ним территориям средний по республике повышающий коэффициент к заработной плате работников бюджетной сферы составляет 1,885, что значительно увеличивает затраты республиканского и местных бюджетов. Путем введения ограничений на осуществление заимствований в целях удержания долговой нагрузки в пределах, установленных соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов, условия соглашений за 2015 год были выполнены. Это повлекло за собой возникновение недостатка средств для финансирования расходов, в результате чего просроченная кредиторская задолженность на 1 января 2016 года составила 0,54 млрд. рублей", - говорится в документе.
Помимо принимаемых на федеральном уровне решений, приводящих к увеличению расходных обязательств регионов, имеется ряд проблем в сфере регулирования налоговых и неналоговых доходов, которые влекут за собой снижение поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации и тем самым наращивание государственного долга. По итогам исполнения республиканского бюджета за 2016 год, в условиях обязательного выполнения социально-значимых обязательств Коми, показатель общей долговой нагрузки вырос по сравнению с 2015 годом на 15% и составил 78,4% (41 808 972,0 тыс. рублей), показатель долговой нагрузки по рыночным обязательствам составил 62,1% (на 23 % выше уровня 2015 года), превысив предельные значения долговой нагрузки, установленные вышеупомянутыми соглашениями.
Прогнозируется, что при сохранении существующих тенденций в экономике без предоставления дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета уже к началу 2018 года объем государственного долга Республики Коми будет составлять 91%, а к началу 2019 – 96% от суммы собственных доходов. При этом расходы на обслуживание долга в 2018 превысят 6 млрд. рублей, что составит свыше 9% прогнозного общего объема расходов.
"Возникла крайне сложная ситуация, которая без принятия более кардинальных мер может привести к существенному дисбалансу бюджетной системы Республики Коми. Для стабилизации ситуации в бюджетной сфере республики необходимо в кратчайшие сроки определить возможные действия, которые позволят сдержать рост расходов и при непрерывной работе по мобилизации доходной базы нивелировать дефицит республиканского бюджета и долговую нагрузку", - говорится в документе.
Инструментом по консолидации мероприятий в целях оздоровления государственных финансов Республики Коми станет программа оздоровления. Подробно с ней можно ознакомиться здесь - http://law.rkomi.ru/files/59/23291.pdf