Студенты и школьники написали Олимпиаду о революции 1917 года, сообщает пресс-служба Миннаца РК.
Центр "Наследие" имени Питирима Сорокина совместно с Институтом гуманитарных наук Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина подвел итоги Республиканской олимпиады для студентов и школьников "Революция в жизни и творчестве Питирима Сорокина (к 100-летию Русской революции 1917 г.)".
В олимпиаде приняли участие 36 школьников и студентов из образовательных учреждений Сыктывкара и Ухты.
Само олимпиадное задание состояло из двух частей: теста на знание фактов биографии П. Сорокина, связанных с революцией 1917 г., и самих революционных событий, и небольшого эссе, в котором ребятам предлагалось раскрыть негативные и положительные последствия революции для нашей страны и решить, чего было больше. Несмотря на то, что задание для эссе было достаточно трудным, участники олимпиады справились с ним успешно, показав хорошие знания по истории XX века.
Решением оценочной комиссии победителями Олимпиады стали студент СГУ им. П. Сорокина Дмитрий Кононов и учащаяся лицея № 1 Эжвинского района города Сыктывкар Анастасия Храмович. Второе призовое место присуждено Валерию Ильинову (Лицей № 1) и Александре Халамовой (СГУ им. Питирима Сорокина). Третье место занял студент СГУ им. П. Сорокина Лев Пругло.
Победители получат дипломы и ценные призы. Остальные участники получат Сертификаты участников Олимпиады.
Как отметили в Центре "Наследие", в качестве негативных факторов революции участники олимпиады отметили такие её характеристики, как "кровавость", смерть многих людей, то, что революция подтолкнула страну к Гражданской войне, установлению тоталитарного строя и отсутствию разных свобод, голод, разруху и т.д. Особенно отмечали тот факт, что Февральская революция дала шанс стране двигаться по пути демократического строительства, но Октябрьская революция сделала этот путь практически невозможным. Часто упоминался "философский пароход", как собирательный образ явления высылки и добровольного отъезда многих представителей гуманитарной и технической интеллигенции из Советской России.
Очень хорошо, что участники помнят, что и сам Сорокин стал одним из представителей эмиграции. Область культуры также отмечалась участниками олимпиады, как пострадавшая от революции: многие указывали на тоталитарный характер складывающейся культуры, не допускавшей каких-либо отклонений от диктатуры государством. Одним из самых страшных последствий революций для нашей страны стала Гражданская война и иностранная интервенция. "Это страшно, когда брат идет на брата, сын на отца", – написала в своем эссе одна из победительниц олимпиады.
Из положительных последствий революции участники олимпиады выделяли те, которые были связаны со становлением советского государства как сверхдержавы и преодолением разрушений, вызванных Первой мировой и Гражданской войнами. Многие ребята отмечали тот факт, что без наличия сильной и боеспособной армии, которая была создана именно при советской власти, наша страна не смогла бы победить в Великой Отечественной войне. Связанная с армией тяжелая промышленность тоже обязана своим ростом послереволюционным изменениям.
Следующим положительным последствием школьники и студенты выделили повсеместную ликвидацию безграмотности. "Подавляющее большинство населения Российской Империи не могло даже поставить свою подпись в документах", – писал в своем эссе один из участников олимпиады. Действительно, качественный рост науки и промышленности невозможен без всеобщей ликвидации безграмотности.
Еще одно положительное следствие революции – формирование отечественных науки и культуры, которые по большинству показателей не уступали зарубежным.
Особенно часто был отмечен тот факт, что страна требовала изменений, больших прав и свобод для людей, чего монархический строй обеспечить не мог и являлся, таким образом, явным анахронизмом. Люди хотели участвовать в управлении государством, иметь возможность влиять на решения властей, а для этого требовалась совершенно иная система государственного управления, нежели монархическая.
Также некоторые авторы эссе задавались вопросом, а что бы стало с Россией, если бы не было революций и Гражданской войны? Осталась бы она сильной державой или нет? Выиграла бы Первую мировую войну? Каков был бы вектор её дальнейшего развития? Следует отметить, что ставя этот вопрос, авторы справедливо отмечали, что история сослагательного наклонения не знает, но единодушно отмечали факт того, что насилие не приносит ничего хорошего и не способно к созиданию, что только путь постепенных реформ является единственно верным и правильным, и в этом с ними солидарен Питирим Сорокин.
*** 2017 год является годом 100-летия Русской революции 1917 года, революции, в которой Питирим Сорокин принимал непосредственное участие и оставил о ней живые и яркие воспоминания. Центром "Наследие" в 2017 году был запланирован ряд мероприятий, посвященных революционным годам в биографии П.Сорокина. Традиционную ежегодную олимпиаду было решено приурочить именно к 100-летнему юбилею революции, дать возможность ребятам порассуждать на тему, какой след оставила революция в жизни нашей страны и лично П.Сорокина.
Уже традиционным стало сотрудничество Центра "Наследие" и Института гуманитарных наук СГУ, совместно с которым ежегодно проводятся совместные мероприятия, включая олимпиаду для школьников и студентов.