Новый мэр столицы Коми свое первое интервью в новом статусе дал информагентству "Комиинформ". В эксклюзивном формате Валерий Козлов ответил на наши вопросы, в том числе неудобные – о том, есть ли у него бизнес, считает ли себя временным руководителем Сыктывкара до выборов президента, является ли креатурой Администрации главы Коми и не опасается ли "уголовной кармы" кресла градоначальника.
О пеших рейдах по городу
- Валерий Владимирович, на заседании, посвященном выборам сити-менеджера, вы показали фотографии, сделанные вами в городе и отражающие проблемы с благоустройством. Понятно, что это результат пешей прогулки по улицам. А возьмете ли вы себе за практику именно обходы, а не объезды Сыктывкара? Ведь из окна служебного автомобиля всего не увидеть и не прочувствовать.
- Пешком я хожу давно – это полезно для здоровья. Сейчас, в новой должности, график будет особенно напряженным, так что в отдаленные уголки города ради экономии времени лучше добираться на транспорте. Но по центру пешком и быстрее, и продуктивнее. Действительно, когда сам в роли пешехода – видишь ситуацию с благоустройством в ином ракурсе. Поэтому идею пеших рейдов рассмотрю для себя обязательно.
- Раз вы часто ходите пешком, наверняка замечали, что в старой части города в удручающем состоянии находятся здания, которым больше века. Сохранить эти памятники истории и архитектуры, даже если часть из них не имеют официального статуса – дело чести для местной власти. Возможна ли разработка специальной программы по приведению в порядок фасадов старинных домов, придающих изюминку Сыктывкару?
- Я сам живу в старой части города, так что понимаю, о чем речь. Но вопрос в том, как это лучше сделать. Если мы спросим сыктывкарцев, целесообразно ли направить бюджетные средства на эти цели, большинство вряд ли согласится. Ситуация с жильем у нас такова, что остается еще много домов, в которых вообще невозможно жить.
Ремонт и реставрацию старинных домов уместнее осуществлять с привлечением средств спонсоров. Скажем, крупных предприятий в рамках соглашений о социальном партнерстве. А посыл правильный – город со столичным статусом должен выглядеть соответствующе.
- Кстати, о столичном статусе. Закон о нем так и не принят. Будете возвращаться к этой проблеме?
- Говорить о том, что это проблема, наверное, не совсем правильно. Я видел несколько редакций законопроекта. По одним вариантам он пустой – просто рамочный. По другим – предусматривает особое финансирование, рассчитывать на которое в сегодняшних условиях дефицитного бюджета республики довольно трудно.
Отсутствие закона о столичном статусе Сыктывкара не парализует работу по исполнению государственных функций: начиная от въездных ворот в республику и заканчивая проведением республиканских, в том числе правительственных, мероприятий, праздников и так далее. Власти Коми нам по мере сил помогают. А отказ Минфина ставить Сыктывкар на особое положение сегодня понять можно: в масштабах республики, если честно, есть более нуждающиеся в дополнительных средствах территории.
Внимание – не только городу, но и поселкам
- В развитие темы нехватки доходов. Что делать с дефицитом местного бюджета?
- Как человек с предпринимательским опытом могу сказать следующее: экономические времена волнообразны. В период роста надо наращивать доходы. В период падения – оптимизировать и экономить. Сейчас, как вы понимаете, мы вынуждены двигаться по второму пути. Разумеется, продолжим создавать условия для развития малого и среднего бизнеса, для привлечения инвесторов в большие проекты. Но многое зависит от внешней среды: от ситуации в экономике государства. Поэтому не следует ждать чудес: кто бы сейчас ни встал у руля администрации муниципалитета, доходы резко вверх не взлетят. Наша задача – навести порядок с расходами.
- Тогда позвольте подсказать вам одну из ситуаций, касающихся рачительности подхода к казенным тратам. Несколько лет назад муниципалитет заказал проект газификации поселков Шордор-2 и Сосновая поляна, где мэрия выделила под жилые массивы многодетным семьям свыше 600 участков. Люди до сих пор не строят дома, потому что газ так и не подведен. Фирма из-за пределов Коми, выигравшая конкурс, выполнила проект некачественно…
- Я в курсе. Поскольку без госэкспертизы прокладка газопровода невозможна, будем доводить документацию до положительного заключения – за счет подрядчика. Рассмотрим вариант выставления финансовых претензий. Дело надо довести до конца не только потому, что потрачены бюджетные средства. Владельцы участков заждались газификации для того, чтобы приступить к возведению жилья.
- Вообще, тема жизни в пригородных поселках, в том числе заречных, – особая. Жители там сетуют на большое количество сложностей. Будете уделять проблематике поселков внимание наравне с самим городом?
- Обязательно будет продолжена практика еженедельных планерок по пятницам с главами поселков, чтобы в текущем режиме обеспечивать их жизнедеятельность. Помимо этого, возродим систему выездов с публичными встречами, прямым диалогом, личными приемами. Причем выезжать будем большим составом чиновников администрации. Население будет заранее информироваться, время подбирать будем удобное для людей.
- Депутатов будете с собой брать? Им бы вообще активнее подключаться к системе управления муниципалитетом. А то нередко горожанам проще попасть на прием к представителям исполнительной власти округа.
- Вы знаете, что я сам возглавлял Совет, поэтому смею вас заверить: нет таких депутатов, которые бы уклонялись от своих обязанностей. Все в той или иной степени работают на своих округах. Другое дело, что возможности у них разные. Однако каждый ведет личные приемы, отрабатывает народные сигналы. Конечно, те, кто опытнее (трудятся по два – три созыва) более активны.
"Страх – это не та эмоция"
- Валерий Владимирович, развейте слухи: свернули ли вы свою бизнес-деятельность? Не секрет, что вас ассоциируют с торговой сетью магазинов "7 марта".
- По закону всем чиновникам запрещено и владеть, и управлять бизнесом. Я давно под эти ограничения подпадаю. Каждый год подаю декларации, которые пристально проверяются соответствующими органами. В общем, открыто заявляю: давно не отношусь ни к владельцам, ни к управленцам "7 марта".
- И преференции на мэрском посту оказывать этой сети не станете?
- Я и когда первым замом был – не занимался этим. Никаких отношений у мэрии с данной компанией нет.
- Валерий Владимирович, вас не страшит кресло градоначальника в свете особой кармы? Это я намекаю на участившиеся в последние годы уголовные дела в отношении тех, кто это кресло занимал.
- Страх – это не та эмоция. Тот аспект, о котором вы говорите, это основание быть внимательнее, аккуратнее, подбирать грамотных и добропорядочных специалистов, которые готовят решения за подписью руководства администрации. Вместе с тем, я по счету – 42-ой градоначальник. Так вот, уголовные дела в отношении мэров – отнюдь не тенденция. Между тем, всю команду администрации настраиваю действовать строго в рамках закона. Недопустимо дать хоть малейший повод усомниться в законности наших решений.
"За кресло не держусь"
- Правда ли, что перед тем, как баллотироваться в мэры, вы собирались переехать на постоянное место жительства в Санкт-Петербург?
- Планирование будущего – естественный процесс. Да, моя семья рассматривала такую перспективу. Старшая дочь заканчивает школу, младшая – детский сад. В Петербурге много друзей, выходцев из Коми, там сильное постоянное представительство нашего региона. Словом, мысли такие были. Но мы на семейном совете решили, что в случае победы я остаюсь.
- Есть мнение, что вы сосредоточитесь на проведении кампании по выборам главы государства, которые намечены на 2018 год.
- Невозможно на уровне столичного города разделить: вот тут мы занимаемся выборами, а вот тут – коммуналкой или социалкой. Все процессы между собой тесно переплетены. Если в главном муниципалитете региона плохи дела с ЖКХ, политическое самочувствие избирателей будет соответствующим. Будут проблемы с социальными отраслями – аналогично. Руководитель города должен уметь соединять все направления. Другое дело, что у каждого управленца своя профессиональная специализация. Невозможно быть настолько универсальным специалистом, чтобы в равной степени разбираться во всех областях. Поэтому один, став мэром, подтягивает свои знания в социалке, другой – в ЖКХ, третий – в политике.
Полагаю, тот факт, что у меня образ политика, связан с прежним функционалом: будучи первым заместителем руководителя администрации, я курировал взаимодействие с партиями и общественными объединениями.
Самое важное – мне удалось наработать управленческий опыт, есть стремление к самообразованию и присутствуют навыки дипломатии. На посту мэра нужно уметь слышать и слушать людей, а в самых сложных ситуациях – находить компромиссы.
- Значит, разговоры о том, что вы намерены проработать всего год, - домыслы?
- Прежде чем выдвинуть свою кандидатуру, я советовался с депутатами и говорил, что временной период сроком в год для меня важен. Но! Подоплека была иная. Я для себя считаю первый год неким рубежом: справлюсь ли, чтобы продолжать работу дальше.
Я не отношусь к числу людей, которые всеми силами держатся за власть. В ранге мэра мне предстоит доказать свою эффективность, пройдя весну с половодьем и благоустройством, лето с ремонтом дорог и дворов, осень со вступлением в отопительный сезон и, собственно, зиму, которая служит индикатором бесперебойного обеспечения муниципалитета жилищно-коммунальными услугами.
А программу развития Сыктывкара я подготовил на пятилетку – к вековому юбилею Республики Коми.
"Мэр должен выстраивать отношения с властями региона"
- Валерий Владимирович, в слуховой среде о вас мнение, как о креатуре администрации главы Коми. Что скажете?
- Любой мэр должен выстраивать взаимоотношения с властями региона. Достигнуть взаимопонимания желательно еще до своего выдвижения. Самое страшное для любого муниципалитета, особенно для столичного, – это разногласия или, что еще хуже, противостояние мэра и руководства региона.
- А не окажется ли так, что в какой-то ситуации ради сохранения отношений с руководством региона вы уступите свои позиции как мэр в ущерб Сыктывкару и его жителям?
- Я смотрю на это иначе. Конструктивные отношения с правительством – это дополнительная возможность лоббировать интересы города. Адекватное взаимодействие этому только поспособствует.
А насчет позиций муниципалитета – буду отстаивать их до конца в любой ситуации. При этом не следует забывать, что органы местного самоуправления – это не только мэр, но и депутаты. Все основные решения принимает Совет города.
- Возвращаясь к программе развития столицы. Глава республики Сергей Гапликов обозначил в качестве одного из приоритетов снос во всех муниципалитетах (в большей степени это касается именно городских округов) к столетию заброшенных деревянных домов. В Сыктывкаре их много. Вы уже думаете о том, как избавить город от "развалюх"?
- Эта работа постоянно ведется. Да, не теми темпами, как хотелось бы. Однако важно понимать, что ситуация с каждым домом разная. И в части собственности здания или его руин (речь о сгоревших домах), и в части участков под ними. Увы, невозможно применять типовые решения. В каждом случае администрация действовала и продолжит действовать индивидуально, чтобы снос был законным и неоспоримым прежними или нынешними собственниками, проживающими порою не только в другом городе, но и регионе.
Вместе с тем, очевидно, что на предстоящие годы цель номер один – обустроить Сыктывкар так, чтобы жизнь здесь была комфортной для всех.