В республике планомерно сокращается количество несчастных случаев на производстве. Снижение показателей травматизма на производстве стало возможным благодаря работе института координаторов по охране труда, а также осознанию работодателями необходимости создания безопасных условий труда для своих работников. О том, на какую помощь государственных структур могут рассчитывать работники, чьи права на безопасный труд нарушаются, в интервью "Республике" рассказал начальник управления труда Министерства труда, занятости и социальной защиты РК Максим Синякин.
– Два года назад в республике создали институт координаторов по охране труда. Какова была основная цель его создания и что уже можно сказать о результатах работы?
– Главная цель – это, конечно, снижение травматизма на производстве. А самый верный способ этого достичь – профилактика в области охраны труда. В функции координаторов входит выход на предприятия с целью сбора информации о состоянии условий и охраны труда, участие в расследованиях несчастных случаев на производстве, участие в заседаниях межведомственных комиссий по охране труда. Иными словами, координаторы – это наши глаза и уши в сфере охраны труда в республике. Распоряжение правительства республики о создании института координаторов вышло в 2015 году, но в полную силу заработало в 2016-м. Координаторы представляют интересы министерства труда, занятости и социальной защиты во всех муниципальных образованиях республики.
Конечно, это внедрялось не с целью наказать работодателя, а выявить условия, ухудшающие положение работников на предприятии, и предложить руководителю возможности улучшения ситуации. На данный момент координаторы посетили более 180 организаций республики и направили более тысячи рекомендаций по улучшению условий и охране труда. 85 процентов предписаний уже исполнено. Результат этой работы – ежегодное планомерное сокращение числа несчастных случаев на производстве. Так, в 2014 году в Коми пострадали на производстве 563 человека, в 2015-м произошло снижение до 478 человек, в 2016-м зарегистрировали 477 пострадавших. Конечно, в сравнении с предыдущим годом 2016-й почти не дал улучшения, но именно в том году произошла авария на шахте "Северная", унесшая жизни 36 человек.
Безусловно, снижение показателей травматизма на производстве – это не только результат работы наших координаторов, это еще и результат того, что работодатели начинают осознанно относиться к необходимости создания безопасных условий труда для своих работников. Хотя охрана труда – это затратная статья, но если руководитель предприятия осознанно ведет свой бизнес, он обычно понимает значимость этого. Конечно, важную роль в правильной организации труда играют созданные для работника условия. Так, с 1 января 2014 года согласно Федеральному закону №426 на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда. Это комплекс мер, направленных на выявление факторов, влияющих на условия работы.
– На кого возложены функции по оценке условий труда?
– Эта деятельность входит в сферу услуг, и занимаются ею организации, имеющие разрешение на проведение такой оценки. С работодателем заключается договор, и не реже чем раз в пять лет каждая организация обязана провести на каждом рабочем месте специальную оценку условий труда.
– Но, как уже было сказано, улучшение условий труда – весьма затратные мероприятия для бюджета предприятия. И вряд ли работодатели, для которых прибыль обычно на первом месте, торопятся выделить на это средства.
– Работодатель обязан проводить специальную оценку рабочих мест. Однако, принимая в расчет возможные финансовые трудности предприятия, государство продумало схему, облегчающую прохождение этой процедуры. Министерство труда, занятости и социальной защиты Коми рекомендует работодателям воспользоваться возможностью проведения специальной оценки за счет средств страховых взносов, перечисленных в Фонд социального страхования. К примеру, в 2016 году почти сто работодателей из Коми провели спецоценку порядка трех тысяч рабочих мест за счет средств ФСС.
Чтобы воспользоваться этой возможностью, необходимо обратиться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в региональное отделение ФСС до 1 августа текущего года. Но для того, чтобы получить это право, необходимо, чтобы работодатель исправно оплачивал взносы в Фонд соцстраха. Только при этом условии у него появляется право на оплату специальной оценки за счет 20 процентов от выплаты страховых взносов. Эти средства работодатель может направить на улучшение условий труда и на проведение специальной оценки. Если он не хочет направлять их на заключение договора на проведение специальной оценки, он может эти деньги потратить на приобретение средств индивидуальной защиты или на санаторно-курортное лечение работника. Это ведь тоже охрана труда.
– В достойных условиях труда заинтересован прежде всего сам работник, занимающий то или иное рабочее место. Присутствует ли работник при оценке рабочего места и куда он может обратиться за помощью, если с этой оценкой не согласен?
– Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда могут рассматриваться судом, Государственной инспекцией труда в Коми, а также при возникновении конфликтной ситуации работники могут обратиться в министерство труда, занятости и социальной защиты республики за проведением государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества спецоценки. В 2016 году нами было проведено 30 государственных экспертиз, в том числе по обращениям граждан, в отношении более пятисот рабочих мест.
– На что чаще всего жалуются работники?
– Из наиболее частых претензий – проведение специальной оценки в отсутствие самого работника, что в принципе является нарушением. Работник, например, говорит: "На момент оценки я был в отпуске, и меня никто не спросил, что меня устраивает, что нет". По закону он имеет право присутствовать на своем рабочем месте в момент проведения спецоценки. Как минимум, он должен быть об этом предупрежден, а дальше он оставляет за собой право – присутствовать ему при этом или нет.
Также работники жалуются, что идентификацию вредных или опасных факторов проводят без учета их мнения, что при выявлении на рабочем месте вредных или опасных факторов не учитывают весь имеющийся комплекс технологического оборудования, материалов и сырья. В результате работник заявляет, что специалист неправильно оценил условия его труда. И самая распространенная претензия, с которой к нам обращаются люди, – это то, что их не ознакамливают с результатами специальной оценки условий труда, а ставят перед уже свершившимся фактом: мол, у тебя были вредные условия, а стали допустимые. А то еще бывает, что были вредные, а стали оптимальные.
Допустим, специалисты проводят спецоценку шума в цехе, когда половина оборудования находится на техническом обслуживании. Конечно, результат оценки не будет соответствовать реальному положению дел.
Обратившиеся к нам с жалобами работники зачастую остаются правыми, потому что они лучше знают, как им работается на своем месте. Были случаи, когда оценку проводили в вечернее время, когда цех не работал. Все эти нарушения приводят к тому, что рабочему месту присваивается неправильный класс. То есть по сути все условия говорят о том, что это вредные условия труда, а оценщики классифицируют их как допустимые. Соответственно, от этого страдает работник, который ничего не приобрел, а только потерял.
– Что именно может потерять работник в таком случае и на ком лежит вина за неправильную оценку?
– Вина здесь прежде всего на организации, которая проводит оценку условий труда ненадлежащим образом. Кроме того, работодатель обязан создать комиссию, куда необходимо включить представителей профсоюза, службы охраны труда и представителей других служб предприятия. Оценка рабочего места должна проводиться комиссионно. Потому что если класс установлен неверно, то работник теряет объем гарантий и компенсаций, и, конечно, он будет стремиться восстановить свои нарушенные права. Ведь если это вредные условия труда, то работнику полагаются компенсационные выплаты. За работу во вредных и опасных условиях труда гарантируется право льготного пенсионного обеспечения. И если оценка проведена необъективно и вредный класс переименован в допустимый или оптимальный, то человек лишается социальных гарантий. Кому же это понравится?
Но если специальная оценка проведена правильно, условия труда действительно улучшились и класс рабочего места изменился в сторону уменьшения, а также при условии, что работник принимал участие в оценке, тогда ему остается только признать, что условия улучшились и его рабочее место стало безопасным. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Нередки случаи, когда работники не хотят смириться с тем, что потеряли социальные гарантии. Наша задача – объяснить людям, что условия-то реально улучшились и необходимость в выплате социальных гарантий отпала. Ведь наша конечная цель – сохранение жизни и здоровья работников, а не сохранение льготных выплат. Казалось бы, работнику нужно радоваться, что условия стали лучше. Но, к сожалению, пока менталитет у нас таков, что люди готовы рисковать здоровьем и жизнью ради надбавки к зарплате.