Сегодня, 21 марта, в Сыктывкарском городском суде продолжились слушания по делу экс-ректора СГУ им. П. Сорокина Марины Истиховской.
В качестве свидетеля перед судом предстала руководитель торгового предприятия "Бумажник", из-за которого и разгорелся весь сыр-бор, Любовь Плащинская.
Отвечая на вопросы следователя, женщина рассказала, как происходил процесс вхождения предприятия на территорию университета и что из этого получилось.
Так, по словам свидетеля, первая ее встреча с ректором произошла в 2013 году, когда она, записавшись на прием к Истиховской, представила ей коммерческое предложение о возможностях по оказанию услуг организации питания студентов и сотрудников вузов, которые может предоставить "Бумажник". Следующая встреча проходила уже с участием проректоров и юристов. Университет предоставил "Бумажнику" информацию о том, как было организовано питание студентов Комбинатом питания, о расценках, меню, штатной численности. Плащинская сама прошлась по каждому блоку питания.
"Нормально питание не осуществлялось, цены в меню были высокие, ассортимент маленький, в продаже не было ни соков, ни шоколада, оборудование работало в усеченном виде, а пища вообще готовилась, в основном, из полуфабрикатов", - рассказала свидетель.
По словам Плащинской, когда услуги по организации питания были переданы "Бумажнику", университет, конечно, выиграл много. Так, он экономил на медосмотре сотрудников, на приобретении спецодежды. Кроме того, до начала занятий, до 1 сентября 2014 года, "Бумажник" практически на каждом объекте за свой счет провел ремонт. В общей сложности ремонтные работы обошлись торговому предприятию в сумму более 11 миллионов рублей.
Одним из условий, которые на переговорном этапе поставила перед Плащинской Марина Истиховская, была цена комплексного обеда для студентов не выше 70 рублей.
Предприятие старалось выдерживать это условие. Кроме того, для студентов и персонала были организованы скидки – с 1 сентября 2014 года в размере 10%, с 1 января 2015 года – уже 18%. Специально были приобретены и установлены приборы с электронными считывателями для осуществления расчетов.
Плащинская была вынуждена вспомнить неприятный для нее разговор с одним из представителей университета Варфоломеевым, который в приватной беседе предложил руководителю "Бумажника" организовать манипуляции со студенческими скидками, - разницу между 10 и 18%% передавать университету. По словам Плащинской, Варфоломеев заявил, что якобы Истиховская была в курсе этого предложения. Но сама Плащинская сказала категорическое "нет".
Директор "Бумажника" в ходе судебного заседания признала, что работа осуществлялась без заключения договора аренды помещений, но он предполагался. Долгое время шло оформление бумаг на федеральном уровне. Нормальный договор об аренде помещений был заключен только в марте 2016 года, когда Марина Истиховская уже не была ректором вуза. Пока же вся деятельность предприятия осуществлялась на договоре организации услуг питания и отдельных договорах на оплату коммунальных услуг .
"Мы поверили, что договор аренды впоследствии будет заключен, но посчитали, что для начала осуществления деятельности достаточно договора оказания услуг, где были прописаны основные моменты", - заметила Плащинская, отвечая на вопрос следователя, почему стали работать без договора аренды.
"Бумажник" оказался не только не в выигрыше, но и в большом убытке. Затраты общества на организацию питания студентов в 2014 и 2015 годах составили более 72 миллионов рублей плюс почти 12 миллионов ушло на ремонт помещений. Убыток составил сумму в районе 30 миллионов рублей за тот период. Сейчас "Бумажник " был вынужден отказаться практически от 30% занимаемых площадей, чтобы хоть как-то снизить расходы на арендную плату. При этом, по словам свидетеля, при расчете аренды учитывалось, что помещения университет сдает в отремонтированном виде. Если бы расчет аренды был произведен до того, как "Бумажник" их отремонтировал, суммы были бы на порядок ниже.
Марина Истиховская напомнила в суде, что, по мнению следствия, предприятие еще недоплатило университету 12 миллионов рублей за коммунальные услуги и 5,7 миллионов. А в целом вузу был причинен ущерб, по версии следствия, в размере свыше 30 миллионов. Истиховская поинтересовалась у свидетеля, стал ли "Бумажник" на таких условиях заключать договор с университетом.
Как заметила Плащинская, для предприятия это нереальная сумма, она очень высока для любого предприятия питания. И на таких условиях в 2014 году они за этот проект не стали бы браться.
В заключенном договоре аренды условия практически кабальные. Так, предприятие за свой счет должно обеспечивать пожарную безопасность, устанавливать пожарную сигнализацию, сами платили за страхование помещений, возмещение затрат на ремонт помещений не производится и т.д.
Плащинская призналась, что надеялась с приходом предприятия в университет на рост объемов продаж в разы, но сейчас уже жалеет о своем решении и подумывает "уйти" из университета.
Слушания по делу Марины Истиховской продолжатся уже в мае.