Круглый стол на тему "Где купить газету в глубинке" состоялся сегодня в Общественной палате Коми с участием главных редакторов республиканских изданий, предпринимателей и представителей экспертного сообщества республики.
Модератор встречи – член Общественной палаты Коми Нина Новикова отметила, что печатные СМИ, которые сейчас переживают не лучшие свои времена, являются одним из важнейших средств сохранения и развития государственного языка. Система распространения печатной продукции – одна из форм реализации конституционного права граждан на получение информации. В этих целях Минкомсвязи России в 2013-ом издало приказ "Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах РФ".
Согласно приказу, в России должно быть не менее одного киоска прессы на 1 500 человек в городе, на 2 500 человек - в районах области, на 4 000 человек - в населенных пунктах с численностью до 50 тысяч.
В прошлом году Ассоциация распространителей печатной продукции провела мониторинг, согласно которому по обеспеченности киосками Коми занимает 60-ое место из 85-ти возможных. Если в 2014-ом на территории республики один киоск обеспечивал продукцией 11 325 человек, то в 2016-ом – уже 8 645.
Н. Новикова пояснила: поскольку Коми большей частью состоит из сельских районов, возникла необходимость в проведении мониторинга на территории региона с тем, чтобы получить ответ на вопрос: "Где купить газету в глубинке?". Администрациям муниципалитетов была разослана анкета с простыми вопросами: количество жителей, количество сельских поселений и количество киосков. Этого было достаточно, чтобы получить усредненную цифру: один киоск в Коми обеспечивает печатной продукцией 2 370 человек. Впрочем, достоверной эту цифру на 100% считать нельзя, так как в каждом сельском поселении имеется до десятка деревень, в которых не то, что киосков газетных нет, порой нет даже продуктовых магазинов.
Н. Новикова предложила участникам круглого стола порассуждать, каким образом можно увеличить количество печатных киосков на территории республики, поскольку именно от их количества зависит дальнейшая участь печатных СМИ и даже книгоиздания.
Первым выступил главный редактор газеты "Коми му" и детского журнала "Чушканзi" Григорий Хатанзейский, который рассказал, что читатели то и дело обращаются к нему с вопросом: где в районе можно приобрести газету. Раньше сельчане покупали периодику в почтовых отделениях, однако несколько лет назад "Почта России", взявшись за сокращение нерентабельных отделений, ненароком ударила и по газетной отрасли. Почтовая подписка также не всем по карману, так как расходы на доставку газеты порой увеличивают ее стоимость в два раза.
Председатель комитета по социальным вопросам Валентина Кулимова поинтересовалась у газетчиков: не ностальгируют ли читатели по закрывшимся газетам "Красное знамя Севера" и "Молодежь Севера". На это начальник отдела организации работы со СМИ Минкомсвязи Коми Людмила Зимина пояснила, что решение о закрытии газет было принято самими собственниками.
По сути круглого стола она добавила, что ранее помимо реализации газет по подписке, редакции также занимались розничной продажей изданий. Однако в последнее время сложилась тревожная ситуация: в шести муниципалитетах газеты не продаются, так как нет спроса. Газеты доходят до читателей только по подписке.
Н. Новикова подтвердила ее слова, добавив, что перед круглым столом беседовала с собственником торговой сети "Ридер" Юрием Мартыненко, который рассказал, что из 60-ти киосков по республике у него осталось всего шесть. Предприниматель озвучил несколько причин: во-первых, люди стали значительно меньше читать, во-вторых, муниципалитеты не идут навстречу в вопросах выделения помещений под открытие торговых точек. Иногда ему даже предлагают построить здание на краю села.
Директор Коми республиканской типографии, член Общественной палаты Коми Анна Чуракова рассказала, как ее предприятие выкручивается из этого положения. В тех районах, где нет печатных киосков, продукцию удается реализовать через музеи. По ее словам, в Усинске нет ни одного книжного магазина.
Григорий Спичак заявил, что рейтинги не показательны. Москва по обеспеченности киосками следует за Коми и находится на 63 позиции, однако сомнительно, что мэр столицы России Сергей Собянин кинется завтра устанавливать киоски.
"Усинск не отличался интересом к прессе даже в советские годы, – продолжил он. – Давайте честно признаем, что Усинск до сих пор не интегрирован в культурное поле республики, хотя об этом стараются особо не говорить. Усинцы – своего рода буржуа, которые живут на нефти, у них свои цены и свои ценности. Вот жители Британии, например, решили, что не готовы отказываться от красных телефонных будок и утренней газеты "Times" и хотят видеть их всегда, и появились проекты, которые помогают сохранить эти традиционные для англичан вещи".
Что же касается внедрения новых видов распространения газет в глубинке, Г. Спичак предложил обратиться к уже действующему опыту соцработников, на которых можно оформить доверенность по доставке печатной продукции до адресатов. Развивая свою мысль, он предложил в республике создать сеть на условиях соцпартнерства. К примеру, привлечь общественников на местах, которые помогали бы распространять газету в глубинке. К слову, такая сеть с развитой инфраструктурой в республике давно существует – Совет ветеранов.
Председатель республиканского Совета ветеранов Людмила Жукова заявила, что готова на 100% предложить свои услуги на безвозмездной основе. Но и ветеранов интересует, чтобы СМИ предоставляли свою продукцию бесплатно. "Важно понимать, что без поддержки властей мы мало что сможем сделать в этом вопросе", - отметила умудренная опытом лидер ветеранского сообщества. С ней согласились все участники круглого стола.
На слова Г. Спичака, который заявил, что СМИ должны сами заниматься вопросами продвижения, член общественной палаты Коми Е. Щербина резонно заметила: "Так они будут творческим процессом заниматься или маркетингом?".
В. Кулимова в продолжение темы предложила провести встречу с представителями районной прессы, руководителями муниципалитетов и предпринимателями с тем, чтобы стороны могли договориться о взаимном сотрудничестве.
Эксперт палаты, политолог Владимир Теребихин со всей стороны заявил, что только Концепция развития информационной политики Коми поможет системно решить все вопросы, озвученные на круглом столе. "Нужна государственная программа, в которой будет прописано все: и контент, и точки продаж, и тиражи, и многое другое". В этом вопросе его полностью поддержал главный редактор журнала "Арт" Павел Лимеров, предложив создать рабочую группу, которая могла бы заняться разработкой концепции.
Н. Новикова пояснила, что "Медиафорум", подготовкой которого сейчас занимается Общественная палата Коми, станет первым шагом на пути создания государственной концепции по развитию информационной политики Коми.
Подводя итоги круглого стола, Н. Новикова обозначила основные пункты резолюции:
- рекомендовать руководителям муниципалитетов проводить конкурсы по выделению помещений под киоски печати среди предпринимателей, занимающихся данным видом деятельность;
- установить льготные ставки на аренду киосков прессы (не выше 20 рублей за квадратный метр в месяц в городах с населением от 100 тысяч человек и не выше пяти рублей - в городах с населением до 100 тысяч и сельской местности);
- проработать с предпринимательским сообществом вопрос продажи печатной продукции как сопутствующего товара в продовольственных магазинах;
- обратиться с предложением о реализации печатной продукции к крупным торговых сетям "Магнит" и "Пятерочка";
- проработать модель взаимодействия с общественными организациями (Совет ветеранов, МОД "Коми войтыр") по распространению печатной продукции в сельских районах;
- предложить муниципалитетам продолжить мониторинг доступности печатной продукции для населения;
- направить итоги мониторинга руководителю Администрации главы Коми М. Порядину.