Новости Республики Коми | Комиинформ

Инвестфорум в Сочи стал откровенным разговором на самые актуальные темы - Наталья Михальченкова

Инвестфорум в Сочи стал откровенным разговором на самые актуальные темы - Наталья Михальченкова
Инвестфорум в Сочи стал откровенным разговором на самые актуальные темы - Наталья Михальченкова
logo

Инвестфорум в Сочи стал откровенным разговором на самые актуальные темы развития экономики, производственно-технологической, инфраструктурной, общественной и социальной сфер регионов России. Об этом по итогам Российского инвестиционного форума, прошедшего 27-28 февраля в Сочи, заявила в блиц-интервью "Комиинформу" заместитель председателя Правительства Республики Коми – министр образования, науки и молодежной политики Республики Коми Наталья Михальченкова.

- Наталья Алексеевна, наверное, прежде всего, хотелось бы, чтобы Вы прокомментировали основные тезисы и заявления, прозвучавшие на форуме в выступлениях вице-премьера Ольги Голодец.

- Много внимания было уделено строительству современных школ, внедрению новых стандартов, эффективности преобразований. Об этом речь шла на сессии форума "Модернизация образования и потенциал развития регионов". Были рассмотрены проекты создания новых мест в общеобразовательных организациях и развитие системы дополнительного образования. Эти моменты звучали как продолжение диалога Давосского форума. Важное замечание сделала Ольга Голодец, обратив внимание на то, что строительство новых школ и создание новых мест поставили принципиальные вопросы: а каким должно быть содержание школьного образования, как ему должно соответствовать образовательное пространство?

- И каким?

- Очевидно, что сегодня весь мир ставит школьное и дошкольное образование, их модернизацию во главу угла, признавая, что все знания для детей нового поколения "на кончиках пальцев" и ребёнок может очень быстро найти ответы на любые вопросы. Сложная дискуссия ведется в профессиональном сообществе на предмет содержания образования в условиях, когда мы не знаем, что ребёнку пригодится через 20 лет. И по содержанию имеются разные подходы. На федеральном уровне признан некий мультитренд. И его же озвучила Ольга Голодец как обоснование современной системы подготовки по новым стандартам школьного и дошкольного образования: это такое обучение детей, которое развивает все навыки, заложенные в нем природой, на основе мультидисциплинарного подхода, с возможностью последующего применения ребёнком нужных ему знаний и качеств.

- Новые ФГОС на это нацелены?

- Да. Кстати, на сессии было озвучено, что положительный эффект внедрения ФГОС в Росии уже отмечен на международном уровне. Была ссылка на мониторинг по итогам 2016 года американской независимой исследовательской организации NJMED, которая поставила систему общего образования России на третье место после южнокорейской и японской. И это действительно показательно.

- Насколько сами учителя готовы к переменам?

- Сегодня решаются важные вопросы трансформации учителей под эти полидисциплинарные знания и задачи развития ребёнка с учётом его особенностей. Республика Коми участвует в проекте модернизации педагогического образования, отрабатывая новый стандарт и образовательные модули.

Как я уже сказала, программа создания новых мест в школах поставила на новое осмысление вопросы школьного образовательного пространства. К примеру, для групповой работы классы нужны другие, дети должны сидеть по-другому, а учитель не должен стоять у доски. Учитель становится ментором, помогая развивать ребёнку его талант и давая знания, формируя успешность будущего профессионала. Мы ощущаем ценность образования для нашего общества и для наших родителей.

Система общего образования в России действительно приоритет, целенаправленно и комплексно поддерживаемый. Хотя для многих регионов, и нашего в частности, вопросы качества инфраструктуры и содержания образования дополняются вообще вопросами его доступности! В Коми к 142 школам в сельской местности автобусами осуществляется подвоз детей, в таких школах вообще остро стоит вопрос наличия учителей. Также особой поддержки (и педагогической, и методической и инфраструктурной) требуют 107 малокомплектных школ республики. Поэтому для нашего региона вопросы развития и в принципе наличия доступного образования во всех его направлениях очень актуальны.

- В начале разговора Вы говорили о системе дополнительного образования…

- Да, отдельно на форуме рассматривались программы образовательного центра для одарённых детей "Сириус" в Сочи. 40 детей из Коми, наиболее способных и прошедших отбор, уже посетили его для получения дополнительного образования. "Сириус" - это элемент уникальной инфраструктуры государственной системы работы с талантами. Наряду с реестром одарённых детей, грантов и развивающейся сетью детских технопарков "Кванториум". Рост программ, вовлекающих детей в научно технологическое творчество, приводит детей к апробации своих возможностей, правильному выбору профобразования и к будущей профессии и работе.

- Рассматривались ли вопросы высшего образования, какие тренды у вузов?

- Министр образования России Ольга Васильева говорила об опорных вузах как о драйверах для регионов, научных и социокультурных основ развития субъектов. Действительно, опорный университет – это центр жизни региона, и наличие соответствующей программы не главное. Главное – стать этим реальным центром. И по форме, и по содержанию. Вузы должны определять основные направления развития регионов, быть конкурентоспособными. Это требует серьёзных изменений внутренней и внешней среды университетов Республики Коми.

К тому же, решением Правительства республики запущен проект "Регион 11" с установлением "опорных" зон в муниципальных образованиях Коми на базе учреждений среднего профессионального образования. Я полностью поддерживаю вице-премьера Ольгу Голодец, которая в рамках форума озвучила: "К системе вузовского образования мы должны относиться максимально серьезно, так как это одна из основных статей и доходов, и нашего конкурентного преимущества".

  Ключевые слова: образование