Новости Республики Коми | Комиинформ

"Выбирай наше": кто защитит местных сельхозпроизводителей

"Выбирай наше": кто защитит местных сельхозпроизводителей
"Выбирай наше": кто защитит местных сельхозпроизводителей
logo
"Выбирай наше": кто защитит местных сельхозпроизводителей
Фото КРО "Единая Россия"

Сегодня в Коми региональном отделении партии "Единая Россия" состоялось очередное заседание дискуссионного клуба, посвященного актуальным проблемам поддержки местных аграриев.

В заседании дискуссионного клуба участвовали представители Минсельхозпрода Коми, администрации Сыктывкара и Общественной палаты республики.

IMG_0942.JPG

Модератор – член Общественной палаты Коми, литератор Григорий Спичак предложил участникам начать дискуссию с попытки ответить на вопрос: сложилось ли у них впечатление, что за последние несколько лет на полках магазинов стало меньше товаров местного производства?

Председатель совета отцов при Общественной палате Коми, руководитель проекта "Выбирай наше" Алексей Сандригайло уверенно заявил, что с приходом федеральных сетей продукция местных производителей чуть ли не "растворилась" в потоке привозных товаров.

IMG_0884.JPG

"В сети "Пятерочка", например, я практически не вижу нашу сыктывкарскую минеральную воду, как и продукцию "Птицефабрики "Зеленецкая". Из-за переноса ярмарки, которая на протяжении нескольких лет проходила в центре Сыктывкара, продукция республиканских фермеров практически исчезла с поля зрения", - посетовал он.

Г. Спичак принялся допытываться, кто же виноват в том, что местная продукция не представлена на прилавках федеральных сетей.

А. Сандригайло предположил, что местные сельхозпроизводители не в состоянии обеспечить сети достаточным объемом продукции, да еще и по цене, устраивающей обе стороны.

Однако модератор, умудренный житейским опытом, опроверг это мнение. По его словам, главная причина нежелания федеральных сетей работать с мелкими товаропроизводителями на местах кроется в логистике. Ритейлерам гораздо проще заключать договоры с крупными поставщиками, которые огромными фурами будут "гнать" продукцию в крупные города-миллионники, где базируются логистические склады.

IMG_0876.JPG

На его вопрос о количестве магазинов в Сыктывкаре, которые принадлежат частникам, представитель мэрии пояснила, что в столице Коми их не более 300, а всего – полторы тысячи.

"Но разве у нас найдется фермер, который сможет поставлять продукцию в 300 магазинов?", - задался вопросом Г. Спичак.

А. Сандригайло привел интересный пример из жизни Усть-Куломского района, где предприниматели сами проявили инициативу, не дожидаясь помощи "сверху" в развитии торговли и производства. В частности, владелец магазина выделил фермеру прилавок под его продукцию. Фермер, привыкший забивать скотину раз в неделю, столкнулся с тем, что забой необходимо проводить раз в два дня, а, кроме того, следить за свежестью товара и его выкладкой на прилавке. Впрочем, когда "адаптационный" период закончился, дела у фермера пошли на лад.

IMG_0904.JPG

Бывший министр сельского хозяйства Коми, член Общественной палаты Коми Сергей Чечеткин, возвращаясь к теме федеральных сетей, отметил, что их бессмысленно упрекать в естественном для бизнеса желании – подешевле купить и подороже продать. Однако если бы "правила игры", защищающие интересы местных производителей, были установлены на законодательном уровне, многих проблем удалось бы избежать. А поскольку с федеральными сетями договориться не получается, власти Коми решили создать собственную региональную торговую сеть "Мато". С. Чечеткин привел в качестве примера ОАО "Птицефабрика Зеленецкая", которая через сеть собственных магазинов реализует до 80 процентов продукции.

"Наш товар не лежалый, у нас фрэш-продукт, - отстаивал свою позицию С. Чечеткин. – Посмотрите, в федеральных сетях 40-60 процентов сыра – это фальсификат, сырный продукт. Когда наши надзорные органы начинают узнавать, кто производитель, выясняется, что половины предприятий просто не существует в природе".

Г. Спичак поинтересовался у участников, каким же образом кировчанам удается успешно завоевывать рынки соседних регионов и Коми, в частности? Не благодаря ли тому, что в регионе особое внимание уделяется развитию маркетинга, пиара, а также созданию торговых ассоциаций, которые единым фронтом отстаивают интересы своих сельхозпроизводителей. В Коми же в этом смысле царит "сонное царство".

Сергей Чечеткин, не понаслышке знакомый с внутренней кухней аграриев, участников дискуссии осадил: несколько лет назад один из кировских чиновников во время командировки в Коми публично признал, что все сельхозпредприятия на севере Кировской области попросту… "загнулись". "Их север – это наш юг, наша "Кубань"… Так что у них там тоже не все так просто…", - объяснил С. Чечеткин.

IMG_0917.JPG

"Кировские производители, как танковые бригады, сильнее наших, - вставила слово гендиректор АО "Сыктывкарпиво" Ирина Май. – Сколько попыток мы предпринимали, чтобы зайти на рынок Кировской области. Нам открытым текстом говорили, что не позволят. И так оно и было на деле. А сами, нисколько не стесняясь, заявляли, что займут на рынке Коми столько места, сколько захотят".

С. Чечеткин продолжил хвалить местных производителей. По его словам, предприятие, равное "Птицефабрике Зеленецкая" (по качеству, по объему продаж, который в прошлом году достиг четырех миллиардов рублей), стоит поискать разве что в Европе. Еще один лидер – Сыктывкарский пивзавод, у которого объемы продаж достигли миллиарда рублей.

"Мы с этими "Пятерочками" постоянно собираемся и пытается безуспешно о чем-то договориться, - не сдержала эмоций И.Май. – Если они пришли к нам, на нашу территорию, то должны играть по нашим правилам. А они, хотят - берут нашу продукцию, хотят - не берут. К примеру наши напитки, майонез, горчица в федеральных сетях не представлены вообще. Вот они привезли майонез по копеечной цене и торгуют им. А что это за майонез – вы знаете? Вы знаете, из какого сырья он произведен? Таких цен просто в природе быть не может!".

Директор пивзавода озвучила основное требование к федеральным сетям. По ее словам, сети необходимо законодательно обязать торговать продукцией местных производителей. У покупателя, который приходит в магазин, должен быть выбор.

IMG_0905.JPG

С. Чечеткин добавил, что наценка на продукцию местных аграриев также должна быть зафиксирована законодательно. Иначе получится, как сейчас: грудинка привозная стоит 120 рублей за килограмм, а от местных производителей – 180 рублей. Какой же выбор сделает покупатель? И сети не упрекнешь в том, что местной продукции нет на прилавках. Видимо, во всем виноваты покупатели – не голосуют рублем.

Он также рассказал, что попытки создать собственную региональную торговую сеть были спровоцированы уходом "Ассорти". Когда сеть ушла с рынка, система сбыта местных аграриев в одночасье рухнула, им пришлось срочно искать новые точки сбыта. Второй по мощности удар был нанесен, когда ярмарка выходного дня, в течение нескольких лет проводимая на площади в центре Сыктывкара, была перенесена на территорию старого городского рынка.

"Худо-бедно процесс пошел, но ведь обороты упали", - отрезвил экс-министр.

IMG_0920.JPG

Начальник отдела агропродовольственной политики Минсельхозпрода Коми Виктория Куцевич сообщила, что в феврале 2017-го фермеров опросили, 35 процентов заявили, что их уже устраивает новое ярмарочное место.

"Это был серьезный удар по фермерам, - признала В. Куцевич. – Ведь торговые точки в одночасье не закрывают и не открывают. У нас четыре федеральные сети и с каждой из них мы в этом году проведем встречи. Кстати, представители "Пятерочки", с которыми мы уже пообщались, предложили создать Совет рынков. Аналогичная ассоциация, которая объединяет и торговлю, и производителей, успешно действует на территории Кировской области.

IMG_0948.JPG

В дискуссию вступил начальник отдела реализации "Птицефабрики Зеленецкая" Константин Поздеев, который отметил, что только законодательное закрепление требований к сетям позволит их усмирить. Сейчас же они творят, что хотят, накручивая на продукцию птицефабрики от 50 до 90 процентов собственной наценки.

"Конечно, наша продукция не будет продаваться, если рядом лежит дешевый товар, - рассудил К. Поздеев. – Между прочим, птицефабрика "Акашево", продукцией которой одно время были завалены прилавки в Сыктывкаре, и которая пошла на поводу у федеральных сетей, оказалась на грани банкротства".

IMG_0907.JPG

"Все что мы сейчас делаем – это не благодаря, а вопреки, - добавил С. Чечеткин. – Можно сколько угодно делиться опытом, но к завершению нашей дискуссии мы должны прийти к выводу о том, что Коми необходимо выступить с законодательной инициативой, в которой были бы прописаны права местных производителей". Позицию экс-министра полностью поддержали все участники дискуссии.

Подводя итоги встречи, Г.Спичак сообщил, что предложение о разработке законодательной инициативы будет передано депутатам Госдумы от Коми И. Медведеву и О. Савастьяновой. Кроме того, Коми региональным отделением партии "Единая Россия" будет проработан вопрос о формировании площадки для обучения аграриев азам маркетинга с целью повышения их конкурентноспособности.