Сегодня для православных жителей Коми началась Масленичная неделя. Продлится она до 26 февраля. В течение этой недели верующие продолжат подготовку к 40-дневному Великому посту и Страстной неделе, последующей за ним.
Как рассказал "Комиинформу" секретарь Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии, архимандрит Филипп (Филиппов), духовная и телесная подготовка к Великому посту начинается за пять недель и завершается Прощенным воскресеньем.
"В это время верующие читают духовную литературу для понимания, что такое Великий пост и для чего он нужен, - пояснил архимандрит Филипп (Филиппов). – Масленица – это последняя неделя перед постом. Мы уже простились с мясной пищей, эта неделя в церковном календаре называется Сырная седмица – это значит, что можно есть молочные продукты, масло, разрешается рыба. Подготовительная неделя перед Великим постом всегда сопровождалась праздниками, гуляниями. Люди проводили неделю в веселье, общаясь друг с другом и примиряясь. Пекли блины, пироги, ходили в гости к близким, и это был лучший способ наладить взаимоотношения".
Понедельник по масленичному календарю – Встреча. Свекор со свекровью отправляли невестку на целый день к отцу с матерью. Вечером сами шли к ним в гости. Начинали печь блины. Первый блин отдавали нищим на помины души усопших. Чучело Масленицы возили по улицам.
Во вторник – Заигрыши. Происходили смотрины невест. Сватались, чтобы на Красную горку сыграть свадьбу. Угощали блинами.
Среда – Лакомка. Зять приходил к теще на блины.
Четверг – Разгул или Широкий четверг. Прекращались хозяйственные работы. Люди катались на лошадях, проводили кулачные бои. Главное действо – захват снежного городка. Смысл этих обрядов – выплеснуть негативную энергию. Разводили костры, прыгали через них, пели масленичные песни, колядовали.
Пятница – Тещины вечерки. Теща приходила в гости к зятю. Блины пекла дочь.
Суббота – Золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости родственников мужа.
Воскресенье – Проводы (Прощеный день) – кульминация праздника. Все просили прощения друг у друга, ходили на кладбище, сжигали чучело. Этот обряд являлся языческим и не приветствовался церковью. Вечером в храме совершался чин прощения и начинался Великий Пост.