14 января на 38-м году жизни скоропостижно умер солист оперной труппы Мариинского театра, заслуженный артист Республики Коми бас-баритон Эдуард Цанга. Много раз, и будучи студентом консерватории, и уже как солист Мариинского театра, Эдуард Цанга выступал на своей малой родине – в Сыктывкаре. Специально для "Республики" о ярком, талантливом человеке вспоминают те, кто знал его как артиста, ученика, друга, коллегу.
Владимир Ванеев, народный артист России, солист Мариинского театра:
– Первый раз я услышал Эдика в консерватории в Нижнем Новгороде. Наш педагог Андрей Михайлович Седов представил его как моего земляка – из Республики Коми. Эдик был еще совсем "сырой", молоденький, но в нем чувствовалось неуемное желание петь. Поэтому, позанимавшись с ним, через год привел его в Академию молодых певцов Мариинского театра. Но и там я еще где-то с год работал с Эдиком, пока он окончательно не окреп. Потом он выиграл несколько конкурсов, получил именную стипендию, потихонечку влился в репертуар и стал работать в театре. Что говорить, безусловно, он был талантливым певцом, бесшабашным в быту, ярким на сцене, публика его принимала очень хорошо, партнеры его любили. Он, как говорят, горел, работал с удовольствием, любил музыку, любил петь, обожал оперу и обладал настоящим оперным голосом. Работать бы ему да работать еще, взрослеть, набираться опыта. Но все так нелепо прервалось.
Наталья Масанова, заслуженная артистка России, главный хормейстер Государственного театра оперы и балета Коми:
– Эдик Цанга был замечательным музыкантом с удивительным, красивым голосом бархатистого тембра. Он был обаятельным, обладал легким характером, всегда был душой компаний, умел найти общий язык с любым человеком. И всегда и во всем был очень ответственным, работать с ним было легко, музыкальный материал он учил буквально на лету. Многих покоряла его обворожительная улыбка – открытая и лучистая. Как печально, что в последние дни с ним не было человека, который бы ему помог.
Мария Ралко, концертмейстер оперы Мариинского театра:
– Как все артисты и сотрудники театра, я потрясена новостью об уходе Эдика. Когда нам сообщили об этом, мы готовились к спектаклю "Рождественская сказка", где Эдик поет партию Декабря. Он должен был петь и в тот вечер. Известие прилетело как удар молнии, никто не мог поверить в случившееся. Как правило, я дежурю как концертмейстер на этом спектакле. Эдик всегда выходил из гримерной с сосредоточенным видом, но при этом что-то напевая, порой был весел, шутил и по пути на сцену мог состроить какую-нибудь потрясающую рожицу, сказать что-то доброе, протянуть руку. Он нес колоссальный заряд позитивной энергии и настроения. Во многом он был для меня примером, объектом восхищения. Он всегда шел по жизни с высоко поднятой головой, но при этом не был заносчивым, горделивым. Он был открытым и ничего не боялся. Сильный человек, сильный мужчина, который был выше обстоятельств и условностей. И всегда с улыбкой на лице. В последнее время мы работали с ним над ролью Атамана Платова в опере Щедрина "Левша". Он приходил на урок очень красивым, в элегантном, шикарном костюме. На репетиции был внимателен к замечаниям, и даже когда ошибался, что немудрено, учитывая сложную современную музыку, всегда анализировал ошибки и старался их больше не повторять. Он очень быстро учил роли, придумывал логические схемы для запоминания. Работать с ним было всегда в удовольствие.
И еще он был очень теплым человеком, внимательным. Мог прийти на урок и принести, например, свежее пирожное на блюдечке. Это был особенный, удивительный солист, талантливый артист. Несколько дней назад я обратилась к нему по телефону с просьбой сделать контрамарки на спектакль "Кай и Герда". Позвонила уже за несколько часов до начала спектакля, но Эдик все равно откликнулся, пытался помочь и сказал мне уверенно: "Машуля, будет еще много спектаклей, не последний раз, я еще спою".
Это был наш последний разговор. Два дня я не могу спать, эта жуткая новость давит, поверить в нее до конца невозможно. Эдик ушел. Ушли его сила, свет, тепло. Нам всем будет безумно не хватать нашего дорогого друга. Светлая память замечательному артисту.
Ядгар Юлдашев, солист театра "Санкт-Петербургъ опера":
– С Эдуардом я познакомился в 2002 году в Нижегородской консерватории, когда он, уже будучи солистом Академии молодых певцов Мариинского театра, приезжал в Нижний Новгород с сольными концертами. Тогда я услышал его в первый раз, увидел талантливого человека с прекрасной вокальной школой, огромным стремлением петь и радовать всех своим творчеством. Он всегда был очень отзывчивым, ему нравилось помогать молодым коллегам в Мариинском театре советом ли, секретами вокальных хитростей. Он любил жизнь, был очень веселым и в то же время ранимым человеком. Конечно, его смерть обернулась для всех шоком. Он был крепким парнем, не болел, никогда не носил шапки, даже зимой.
Владимир Шевчук, руководитель группы "Балалайка" имени Семена Налимова:
– Дважды наш ансамбль гастролировал с Эдуардом по республике, совместный концерт мы давали и в театре оперы и балета. И всегда нам сопутствовал успех. Уже само то, что солист Мариинского театра поет под аккомпанемент народных инструментов оперную музыку, романсы, народные песни, – необычно. Работать с Эдиком было здорово и интересно, он компанейский, легкий человек, очень начитанный, рассудительный, при этом большой балагур и весельчак.
Репетировали мы мало, он все схватывал на лету, музыка для него была родной стихией, и он всегда был в боевой готовности. К счастью, мы успели записать с ним два диска. Один – аудиодиск – на студии "Ленфильм", а второй – видеозапись концерта в 2012 году, который вел Михаил Герцман. Знал ли я, что эти диски так быстро станут реликвиями.
Михаил Герцман, председатель Союза композиторов Коми, преподаватель республиканского колледжа искусств:
– Эдуарда Цангу я знал очень хорошо, он ведь учился в нашем училище и на моих глазах перешел с дирижерского отделения на вокальное – к Марату Константиновичу Козлову, что и решило его судьбу. После поступления в Нижегородскую консерваторию он несколько раз выступал в Сыктывкаре, все концерты вел я. Очень хорошо помню один из концертов, Эдуард тогда учился на третьем курсе консерватории. Он настолько здорово пел, публика просто неистовствовала, зрители вскакивали с кресел, аплодировали, кричали "Браво!". Тогда я обратился к залу и сказал: "Давайте возьмем сейчас с Эдика слово, что когда он станет великим и будет петь в Ковент-Гардене, то любой из присутствующих в зале зрителей, если дай бог доведется побывать в Лондоне, может оставить на вахте театра записку с одним словом "Сыктывкар". И по этой записке Эдуард проведет вас на свой концерт". Эдик серьезно пообещал, что так и будет.
Он был отличным парнем, юмористом, с прекрасным чувством самоиронии. Умел исправлять ошибки, всегда внимательно прислушивался к замечаниям, даже когда уже был солистом Мариинки и мировой известностью. Я любил и люблю этого человека и обещаю, что мы обязательно организуем в память о нем благотворительный концерт в Сыктывкаре.
Ольга Сосновская, заслуженная артистка России, солистка Государственного театра оперы и балета Коми:
– Из любой ситуации Эдик мог найти выход. Два года назад мы вместе работали в спектакле "Севильский цирюльник", который шел в Бишкеке. Заграничный паспорт его был в театре, что-то там оформляли. Но можно было лететь по русскому паспорту, и Эдик полетел. Но незадача: на таможне его не пропустили, потому что одна из страничек была надорвана. Эдика сажают в самолет и отправляют в Москву, и пока он летит, его жена добывает в Питере и передает ему заграничный паспорт. Как только мы узнаем, что самолет с Эдиком летит обратно в Бишкек, мы успокаиваемся.
Пока Эдика гримируют, а у его героя – Базилио очень сложный грим, дирижер стоит у него за спиной и на пальцах объясняет, где какие темпы, какие купюры и т.д. И спектакль без единой репетиции прошел на ура. Нужно быть очень смелым артистом, чтобы решиться на подобную импровизацию. А еще Эдик был очень чутким, внимательным и хлебосольным человеком. На моем юбилее он просто пел для меня – в подарок. И не заикнулся ни о каком гонораре.
В прошлом году, когда умерла балетмейстер нашего театра Ирина Кувардина, он написал мне "ВКонтакте": "Как же так, была жизнь – и ее вдруг не стало". Теперь я постоянно вспоминаю эту его фразу. И еще вспоминаю его героя – Папагено из оперы Моцарта "Волшебная флейта". Он и в жизни был таким – смешливым, добрым и щедрым.
Владимир Кузьмин, представитель Общероссийской организации "Офицеры России":
– Умер мой друг, солист Мариинского театра Эдуард Цанга. Очень трудно говорить, дышать, думать. Я злился на него сегодня, что на звонки не отвечает, писал ему смс. Мы должны были увидеться сегодня на "Рождественской сказке". В Рождество мы с его сыном и другом стреляли в нашем тире ДОСААФ, он попросил пострелять из Калашникова. Я предложил в следующий раз, на что он ответил: "Сегодня, следующего раза может не быть". И вот только что сообщили, что его больше нет. Ему было всего 37 лет. Вечная память тебе, Эдик! Ты был самый заводной, самый веселый, самый-самый-самый в Мариинском театре.
Эдуард Цанга – лауреат и дипломант многочисленных музыкальных конкурсов, в числе которых Международный конкурс Пласидо Доминго "Опералия" и Международный конкурс Елены Образцовой. Эдуард Цанга получил музыкальное образование в Нижегородской государственной консерватории имени Глинки (класс Андрея Седова). В 2000 году он был принят в Академию молодых оперных певцов Мариинского театра под руководством Ларисы Гергиевой, а в 2008 году вошел в состав оперной труппы Мариинского театра.
В репертуаре артиста более 30 крупных партий, он принимал участие в мировых премьерах сочинений Родиона Щедрина – "Левша" и "Рождественская сказка". В составе оперной труппы Мариинского театра Эдуард Цанга гастролировал в Лондоне, Париже, городах Финляндии, Южной Кореи, Японии и Германии. Исполнил партию Леандра в постановке оперы Прокофьева "Любовь к трем апельсинам" на сцене Театро Реал (Мадрид), а также в Экс-ан-Провансе (Франция) и Люксембурге.