В Коми дадут благотворительный концерт в память об Эдуарде Цанге

17 января 2017 года, 10:33 |
Фото Дмитрия Напалкова

14 января на 38-м году жизни скоропостижно умер солист оперной труппы Мариинского театра, заслуженный артист Республики Коми бас-баритон Эдуард Цанга. Много раз, и будучи студентом консерватории, и уже как солист Мариинского театра, Эдуард Цанга выступал на своей малой родине – в Сыктывкаре. Специально для "Республики" о ярком, талантливом человеке вспоминают те, кто знал его как артиста, ученика, друга, коллегу.

Владимир Ванеев, народный артист России, солист Мариинского театра:

– Первый раз я услышал Эдика в консерватории в Нижнем Новгороде. Наш педагог Андрей Михайлович Седов представил его как моего земляка – из Республики Коми. Эдик был еще совсем "сырой", молоденький, но в нем чувствовалось неуемное желание петь. Поэтому, позанимавшись с ним, через год привел его в Академию молодых певцов Мариинского театра. Но и там я еще где-то с год работал с Эдиком, пока он окончательно не окреп. Потом он выиграл несколько конкурсов, получил именную стипендию, потихонечку влился в репертуар и стал работать в театре. Что говорить, безусловно, он был талантливым певцом, бесшабашным в быту, ярким на сцене, публика его принимала очень хорошо, партнеры его любили. Он, как говорят, горел, работал с удовольствием, любил музыку, любил петь, обожал оперу и обладал настоящим оперным голосом. Работать бы ему да работать еще, взрослеть, набираться опыта. Но все так нелепо прервалось.

Наталья Масанова, заслуженная артистка России, главный хормейстер Государственного театра оперы и балета Коми:

– Эдик Цанга был замечательным музыкантом с удивительным, красивым голосом бархатистого тембра. Он был обаятельным, обладал легким характером, всегда был душой компаний, умел найти общий язык с любым человеком. И всегда и во всем был очень ответственным, работать с ним было легко, музыкальный материал он учил буквально на лету. Многих покоряла его обворожительная улыбка – открытая и лучистая. Как печально, что в последние дни с ним не было человека, который бы ему помог.

Мария Ралко, концертмейстер оперы Мариинского театра:

– Как все артисты и сотрудники театра, я потрясена новостью об уходе Эдика. Когда нам сообщили об этом, мы готовились к спектаклю "Рождественская сказка", где Эдик поет партию Декабря. Он должен был петь и в тот вечер. Известие прилетело как удар молнии, никто не мог поверить в случившееся. Как правило, я дежурю как концертмейстер на этом спектакле. Эдик всегда выходил из гримерной с сосредоточенным видом, но при этом что-то напевая, порой был весел, шутил и по пути на сцену мог состроить какую-нибудь потрясающую рожицу, сказать что-то доброе, протянуть руку. Он нес колоссальный заряд позитивной энергии и настроения. Во многом он был для меня примером, объектом восхищения. Он всегда шел по жизни с высоко поднятой головой, но при этом не был заносчивым, горделивым. Он был открытым и ничего не боялся. Сильный человек, сильный мужчина, который был выше обстоятельств и условностей. И всегда с улыбкой на лице. В последнее время мы работали с ним над ролью Атамана Платова в опере Щедрина "Левша". Он приходил на урок очень красивым, в элегантном, шикарном костюме. На репетиции был внимателен к замечаниям, и даже когда ошибался, что немудрено, учитывая сложную современную музыку, всегда анализировал ошибки и старался их больше не повторять. Он очень быстро учил роли, придумывал логические схемы для запоминания. Работать с ним было всегда в удовольствие.

И еще он был очень теплым человеком, внимательным. Мог прийти на урок и принести, например, свежее пирожное на блюдечке. Это был особенный, удивительный солист, талантливый артист. Несколько дней назад я обратилась к нему по телефону с просьбой сделать контрамарки на спектакль "Кай и Герда". Позвонила уже за несколько часов до начала спектакля, но Эдик все равно откликнулся, пытался помочь и сказал мне уверенно: "Машуля, будет еще много спектаклей, не последний раз, я еще спою".

Это был наш последний разговор. Два дня я не могу спать, эта жуткая новость давит, поверить в нее до конца невозможно. Эдик ушел. Ушли его сила, свет, тепло. Нам всем будет безумно не хватать нашего дорогого друга. Светлая память замечательному артисту.

Ядгар Юлдашев, солист театра "Санкт-Петербургъ опера":

– С Эдуардом я познакомился в 2002 году в Нижегородской консерватории, когда он, уже будучи солистом Академии молодых певцов Мариинского театра, приезжал в Нижний Новгород с сольными концертами. Тогда я услышал его в первый раз, увидел талантливого человека с прекрасной вокальной школой, огромным стремлением петь и радовать всех своим творчеством. Он всегда был очень отзывчивым, ему нравилось помогать молодым коллегам в Мариинском театре советом ли, секретами вокальных хитростей. Он любил жизнь, был очень веселым и в то же время ранимым человеком. Конечно, его смерть обернулась для всех шоком. Он был крепким парнем, не болел, никогда не носил шапки, даже зимой.

Владимир Шевчук, руководитель группы "Балалайка" имени Семена Налимова:

– Дважды наш ансамбль гастролировал с Эдуардом по республике, совместный концерт мы давали и в театре оперы и балета. И всегда нам сопутствовал успех. Уже само то, что солист Мариинского театра поет под аккомпанемент народных инструментов оперную музыку, романсы, народные песни, – необычно. Работать с Эдиком было здорово и интересно, он компанейский, легкий человек, очень начитанный, рассудительный, при этом большой балагур и весельчак.

Репетировали мы мало, он все схватывал на лету, музыка для него была родной стихией, и он всегда был в боевой готовности. К счастью, мы успели записать с ним два диска. Один – аудиодиск – на студии "Ленфильм", а второй – видеозапись концерта в 2012 году, который вел Михаил Герцман. Знал ли я, что эти диски так быстро станут реликвиями.

Михаил Герцман, председатель Союза композиторов Коми, преподаватель республиканского колледжа искусств:

– Эдуарда Цангу я знал очень хорошо, он ведь учился в нашем училище и на моих глазах перешел с дирижерского отделения на вокальное – к Марату Константиновичу Козлову, что и решило его судьбу. После поступления в Нижегородскую консерваторию он несколько раз выступал в Сыктывкаре, все концерты вел я. Очень хорошо помню один из концертов, Эдуард тогда учился на третьем курсе консерватории. Он настолько здорово пел, публика просто неистовствовала, зрители вскакивали с кресел, аплодировали, кричали "Браво!". Тогда я обратился к залу и сказал: "Давайте возьмем сейчас с Эдика слово, что когда он станет великим и будет петь в Ковент-Гардене, то любой из присутствующих в зале зрителей, если дай бог доведется побывать в Лондоне, может оставить на вахте театра записку с одним словом "Сыктывкар". И по этой записке Эдуард проведет вас на свой концерт". Эдик серьезно пообещал, что так и будет.

Он был отличным парнем, юмористом, с прекрасным чувством самоиронии. Умел исправлять ошибки, всегда внимательно прислушивался к замечаниям, даже когда уже был солистом Мариинки и мировой известностью. Я любил и люблю этого человека и обещаю, что мы обязательно организуем в память о нем благотворительный концерт в Сыктывкаре.

Ольга Сосновская, заслуженная артистка России, солистка Государственного театра оперы и балета Коми:

– Из любой ситуации Эдик мог найти выход. Два года назад мы вместе работали в спектакле "Севильский цирюльник", который шел в Бишкеке. Заграничный паспорт его был в театре, что-то там оформляли. Но можно было лететь по русскому паспорту, и Эдик полетел. Но незадача: на таможне его не пропустили, потому что одна из страничек была надорвана. Эдика сажают в самолет и отправляют в Москву, и пока он летит, его жена добывает в Питере и передает ему заграничный паспорт. Как только мы узнаем, что самолет с Эдиком летит обратно в Бишкек, мы успокаиваемся.

Пока Эдика гримируют, а у его героя – Базилио очень сложный грим, дирижер стоит у него за спиной и на пальцах объясняет, где какие темпы, какие купюры и т.д. И спектакль без единой репетиции прошел на ура. Нужно быть очень смелым артистом, чтобы решиться на подобную импровизацию. А еще Эдик был очень чутким, внимательным и хлебосольным человеком. На моем юбилее он просто пел для меня – в подарок. И не заикнулся ни о каком гонораре.

В прошлом году, когда умерла балетмейстер нашего театра Ирина Кувардина, он написал мне "ВКонтакте": "Как же так, была жизнь – и ее вдруг не стало". Теперь я постоянно вспоминаю эту его фразу. И еще вспоминаю его героя – Папагено из оперы Моцарта "Волшебная флейта". Он и в жизни был таким – смешливым, добрым и щедрым.

Владимир Кузьмин, представитель Общероссийской организации "Офицеры России":

– Умер мой друг, солист Мариинского театра Эдуард Цанга. Очень трудно говорить, дышать, думать. Я злился на него сегодня, что на звонки не отвечает, писал ему смс. Мы должны были увидеться сегодня на "Рождественской сказке". В Рождество мы с его сыном и другом стреляли в нашем тире ДОСААФ, он попросил пострелять из Калашникова. Я предложил в следующий раз, на что он ответил: "Сегодня, следующего раза может не быть". И вот только что сообщили, что его больше нет. Ему было всего 37 лет. Вечная память тебе, Эдик! Ты был самый заводной, самый веселый, самый-самый-самый в Мариинском театре.

Эдуард Цанга – лауреат и дипломант многочисленных музыкальных конкурсов, в числе которых Международный конкурс Пласидо Доминго "Опералия" и Международный конкурс Елены Образцовой. Эдуард Цанга получил музыкальное образование в Нижегородской государственной консерватории имени Глинки (класс Андрея Седова). В 2000 году он был принят в Академию молодых оперных певцов Мариинского театра под руководством Ларисы Гергиевой, а в 2008 году вошел в состав оперной труппы Мариинского театра.

В репертуаре артиста более 30 крупных партий, он принимал участие в мировых премьерах сочинений Родиона Щедрина – "Левша" и "Рождественская сказка". В составе оперной труппы Мариинского театра Эдуард Цанга гастролировал в Лондоне, Париже, городах Финляндии, Южной Кореи, Японии и Германии. Исполнил партию Леандра в постановке оперы Прокофьева "Любовь к трем апельсинам" на сцене Театро Реал (Мадрид), а также в Экс-ан-Провансе (Франция) и Люксембурге.

Комиинформ
  Рубрика: Культура
  • 15
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору



Новости mediametrix

                       
                       
                       



Интервью

Константин Лазарев
Заместитель председателя правительства Республики Коми – министр тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства
Ирина Петрова
Председатель Совета ветеранов АО "Монди СЛПК"
Дмитрий Поповцев
Руководитель "Ипотекацентра"

Памятная дата военной истории России

12 мая

День полного освобождения Крыма. Окончание Крымской наступательной операции. 1944 г.



Подробнее...


Индекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Статистика Система Orphus