В Сосногорске состоялся семинар, посвященный развитию территориального общественного самоуправления в муниципалитете. За круглым столом собрались депутаты, представляющие сельские населенные пункты, общественники и специалисты районного Управления ЖКХ. Встреча в таком формате состоялась впервые.
Главная цель семинара – привлечь к развитию ТОСов депутатов районного и городских Советов, общественников и специалистов отдела по работе с территориями. Такой союз позволит найти и обучить как можно больше активистов на местах.
Опыт работы ТОСов показывает, что наиболее эффективна такая форма самоуправления как раз для сельских населенных пунктов, в которых зачастую нет управляющих компаний, а решать житейские вопросы надо: вывозить мусор, ремонтировать колодцы и тротуары, обустраивать места отдыха. Об этих проблемах депутаты знают не понаслышке, а самые острые вопросы находятся в центре внимания недавно созданной при районном Совете рабочей группы по развитию сельских населенных пунктов.
"Депутаты это как раз те люди, которые имеют прямой контакт с жителями, они знают основные проблемы своих округов, знают активистов, которые смогут "зажечь" и повести за собой. И именно в этом вопросе – в поиске инициативных людей на местах – я бы хотела попросить помощи у депутатов. Реальные проблемы поселков знают также специалисты по работе с территориями – они их решают по долгу службы, но зачастую ограничены полномочиями. А жители могут и ТОС создать, и в конкурсах на получение грантов участвовать – таким образом район сможет привлечь дополнительные средства на решение задач по благоустройству", - отметила начальник управления ЖКХ Татьяна Назаренко.
В целом по региону территориальное общественное самоуправление развивается неравномерно – на юге республики создано и действует более 200 ТОСов, а вот северные муниципалитеты не так активны в этом вопросе. Между тем результаты деятельности ТОСов впечатляют: своими силами тосовцы решают многие проблемы, начиная от ремонта подъездов и благоустройства дворов, и заканчивая строительством детских и спортивных площадок.
Позитивный пример есть и в Сосногорском районе, правда, пока только один: официально зарегистрирован ТОС деревни Пожня. Инициатором его создания стала Наталья Артеева, кстати – депутат Совета городского поселения "Сосногорск". Она тоже присутствовала на семинаре и подтвердила, что депутаты могут оказать большую помощь в популяризации ТОСов среди жителей:
"Конечно, создание ТОС – это непростая задача. Но наша работа, как депутатов состоит в том, чтобы заинтересовать людей, показать им, что одного желания жить в комфортных условиях мало – комофорт надо создавать своими руками. Важно, чтобы жители понимали, что очень многое зависит от них, а мы в свою очередь готовы оказать помощь каждому инициативному сосногорцу", - отметила Наталья Артеева.
В Республике Коми действуют различные виды поддержки начинающим и опытным ТОСам. ТОСы, зарегистрированные в качестве юридического лица получают возможность напрямую участвовать в грантовых конкурсах различных организаций, то есть привлекать средства на реализацию своих проектов.
Ассоциация ТОС с центром в Сыктывкаре создана и действует уже несколько лет. От консультаций жителям специалисты АТОС никогда не отказываются. Вот только звонить или ездить в столицу региона готов не каждый житель Сосногорского района.
Теперь помощь желающим создать ТОС будет всегда рядом. Итогом семинара стало решение о создании на базе Общественной приемной главы муниципального района "Сосногорск" консультативного центра для жителей. Кроме этого, принято решение закрепить за каждым поселком района кураторов, причем не одного, а сразу трех на каждый поселок. Состав "троек" тоже определён – это депутаты, общественники и специалисты Управления ЖКХ. Координировать их работу будет консультативный центр.
Обратиться за разъяснениями о порядке создания ТОС, познакомиться с кураторами или договориться о встрече с ними можно будет в ближайшее время по адресу: г. Сосногорск, 5 микрорайон, д.41 или по телефону 5- 59 – 89. Часы работы центра – с 11 до 19 часов по будням, перерыв на обед с 13 до 14.