Социальное партнерство - важнейший механизм сохранения экономической и социальной стабильности в Республике Коми. Коллективный договор, соглашение соблюдения норм охраны труда, качественно проведенная специальная оценка условий труда – это тот "комплект" в области соцпартнерства, который служит залогом стабильности в трудовом коллективе любого отдельно взятого предприятия. О том, что такое социальное партнерство, и в чем конкретно его значимость, рассказал "Комиинформу" начальник Управления труда Министерства труда занятости и социальной защиты Республики Коми Максим Синякин.
- Сегодня система социального партнерства в Коми представлена на всех уровнях - республиканском, муниципальном и локальном.
- На региональном уровне вопросы социального партнерства решаются Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). В ее состав входят представители Правительства Республики Коми, Ассоциации "Федерация профсоюзов Республики Коми" и Регионального объединения работодателей Союза промышленников и предпринимателей Республики Коми. То есть, в РТК представлены все стороны, вовлеченные в решение ключевых вопросов социально-трудовых отношений. Координатор РТК – заместитель председателя Правительства Республики Коми - министр образования, науки и молодежной политики Республики Коми Наталья Алексеевна Михальченкова, а техническое сопровождение работы комиссии ведет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
- Что это за ключевые вопросы, которые решает РТК? Почему они важны для жителей республики?
- Спектр задач, которые решает РТК, достаточно широк. И практически все эти вопросы касаются благополучия жителей республики, их доходов, безопасности труда и занятости населения.
К примеру, на РТК обсуждаются вопросы развития занятости людей с инвалидностью и женщин, которые воспитывают детей. И это далеко не все. Если просто перечислить спектр вопросов, которые входят в сферу работы РТК, список получится внушительный. Это, скажем, и совершенствование организации оздоровления и отдыха детей, и проведение специальной оценки условий труда на предприятиях и в организациях региона, вопросы развития общественного транспорта в Коми, задачи по формированию системы государственного управления охраной труда на уровне муниципальных образований, рассмотрение проектов нормативных правовых актов Правительства Республики Коми, относящихся к сфере трудовых отношений и так далее.
Все, что я перечислил - важные аспекты социально-экономической жизни как республики в целом, так и каждого нашего земляка. Так что, судите сами, насколько это значительно.
Также в зоне внимания РТК - тема создания в Коми центров независимой оценки квалификации и включения нашей республики в российскую систему независимой оценки.
И, кроме прочего, РТК работает над организацией и проведением республиканских конкурсов коллективных договоров, региональных этапов всероссийского конкурса "Организация высокой социальной эффективности". Мероприятия, на самом деле, важные, потому что они способствуют развитию социального партнерства, задают более высокие стандарты в этой области.
- Как реализуется социальное партнерство?
- На региональном уровне действует соглашение о Социально-экономический вопросах между Правительством Республики Коми, Федерацией профсоюзов Республики Коми, Региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Республики Коми" на 2015-2017 годы.
Кстати, 14 декабря в рамках этого соглашения состоится Республиканское совещание по вопросам охраны труда "Развитие системы управления охраной труда". В нем примут участие представители министерств и ведомств, муниципальной власти, предприятий и организаций республики, надзорных и контролирующих органов, а также общественных организаций.
По специфике темы мероприятия понятно, что на нем будут обсуждаться вопросы государственного управления охраной труда в нашей республике и надзора в области охраны труда. В рамках совещания также будет организован круглый стол. Здесь центром дискуссии станет тема взаимодействия координаторов по охране труда и администраций муниципальных образований. Также в рамках совещания будет работать выставка средств индивидуальной защиты.
- А на уровне городов и районов Коми, в организациях как работает социальное партнерство?
- В муниципалитетах и на местах социальное партнерство реализуется в том же ключе, что и на уровне республики. Разве что, там решаются задачи соответствующей сложности и масштаба, и эти решения актуальны на конкретной территории – в муниципалитете или в конкретной организации. А вот решения, принятые РТК, действуют на всей территории республики.
Задачи муниципальных трехсторонних комиссий - выработка общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики, развитие системы социального партнерства, ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение территориальных и отраслевых соглашений.
Нужно сказать, что система социального партнерства в муниципалитетах и организациях достаточно обширна и работа ведется активная. На 1 ноября 2016 года принято более 40 соглашений в сфере труда, действие которых охватывает больше 580 организаций, заключено 655 коллективных договоров.
- Коллективные договоры тоже входят в сферу социального партнерства…
Обязательно Коллективный договор – это документ, в котором содержатся взаимные обязательства сторон трудовых отношений: работодателя и коллектива работников. При этом коллектив работников зачастую представляют профсоюзы.
В колдоговоре обе стороны оптимально согласовывают свои интересы, устанавливают не только обоюдные права и гарантии (заметьте - более льготные, чем те, что определены законом), но и налагают определенные обязательства. При этом работодатель в колдоговоре принимает на себя только те обязательства, которые он реально сможет выполнить.
Пользуясь случаем, хочу напомнить, что после заключения коллективного договора работодатель в течение семи дней обязан направить его в республиканское Министерство труда, занятости и соцзащиты для проведения уведомительной регистрации.
При проведении такой регистрации специалисты отдела трудовых отношений Управления труда определяют, нет ли в колдоговоре условий, которые ухудшают положение работников в сравнении с нормами, установленными трудовым законодательством. Если такие аспекты обнаруживаются, об этом сообщается представителям сторон договора.
Отмечу также, что условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.
Таким образом, коллективный договор это еще и метод преодоления конфликтов интересов, он позволяет избегать риска возникновения протестных ситуаций и нарушения трудовых прав работников.
- То есть коллективные договоры – дело выгодное и работникам и работодателям. Логично, чтобы практика коллективно-договорных отношений распространялась как можно шире. Минтрудсоц республики содействует этому процессу?
Да, конечно. Министерство ведет системную работу, чтобы в регионе росло число организаций, в которых отношения между работниками работодателями закреплялись коллективным договором.
Для этого специалисты Управления труда министерства проводят семинары по разъяснению вопросов трудового законодательства и заключению коллективных договоров. В организации, у которых заканчивается срок действия колдоговоров, министерством направляются рекомендации по продлению отношений между работниками и работодателем в рамках социального партнерства. Шаблон коллективного договора и методика разработки коллективного договора размещены на ведомственном сайте.
Специалисты Управления труда консультируют по вопросам заключения колдоговора даже по телефону. Бывают ситуации, когда работники и работодатель не могут прийти к единому мнению по редакции договора и в качестве третьей стороны приглашают Минтрудсоц Коми, ведомство выступает в качестве своего рода арбитра или, если хотите, переговорщика, который помогает заинтересованным сторонам уладить разногласия по договору.
В феврале 2017 года планируется проведение круглого стола с руководителями отраслевых профсоюзов региона по теме "Развитие системы социального партнерства в Республике Коми: задачи, пути решения". Так же в 2017 году планируем проведение семинаров по теме "Специальная оценка условий труда" в отраслевых профсоюзах республики.
Кроме этого, распространению практики заключения колдоговоров способствуют мероприятия, о которых я уже упоминал - конкурс коллективных договоров и конкурс "Организация высокой социальной эффективности".
- Как конкурсы могут помочь в таком деле?
Их ради этого и организуют. Конкурс коллективных договоров – название говорит само за себя. Целью конкурса - расширение сферы действия колдоговоров, повышение их качества, а также усиление заинтересованности и ответственности руководителей организаций в повышении эффективности производства и соблюдении трудового законодательства.
Что касается регионального конкурса "Организация высокой социальной эффективности", то для организаций участие в этом мероприятии - это возможность продемонстрировать активную внутрикорпоративную политику, достижения в работе с персоналом, улучшению условий и охраны труда, развитию социального партнерства, формированию в трудовом коллективе здорового образа жизни и другие.
Предприятия нашей республики ежегодно принимают участие в этом конкурсе, в среднем по 10 организаций каждый год. Три организации - ОАО "Северные магистральные нефтепроводы", ООО "Лукойл-Коми", Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина", - которые представляли нашу республику на Всероссийском конкурсе "Российская организация высокой социальной эффективности", стали победителями.
Таким образом, оба конкурса – демонстрация и передача лучшего опыта организаций в выстраивании отношений работник-работодатель на основе социального партнерства.
- Скажите, на уровне Республики достаточно механизмов для улучшения условий в области социального партнерства? Или необходимо создать отдельное учреждение, которое будет заниматься развитием отношений между работодателями и работниками?
- На самом деле работа в рамках социального партнерства - это "не тихая вода, а бурное течение". Те, кто хоть раз участвовал в разработке и принятия коллективного договора, меня поймут.
В 2016 году республиканским Министерством труда, занятости и соцзащиты прорабатывался вопрос о создании Регионального центра занятости, охраны труда и социального партнерства на базе образовательного подразделения "Учебный центр УВИСТ (УВИСТ – Ухта, Вуктыл, Ижма, Сосногорск, Троицко-Печорск - прим.)" Центра занятости населения города Ухты. Региональный центр УВИСТ располагает необходимой материально-технической базой, имеет значительный опыт по обучению и повышению квалификации рабочих и служащих, их профессиональной подготовке и переподготовке.
Идея, на мой взгляд, была стоящая, но Ассоциация "Федерация профсоюзов Республики Коми" посчитала создание Центра по социальному партнерству и охране труда (что, к слову, оговаривается пунктом 4.6 Регионального соглашения по социально- экономическим вопросам) нецелесообразным.
- Вы говорили, что в рамках социального партнерства решаются вопросы безопасности труда. Как это работает, и какая роль министерства в этой деятельности?
С целью совершенствования государственного управления охраной труда в нашем регионе в июле 2016 года во всех муниципальных образований республики введены координаторы по охране труда, которые представляют интересы Министерства труда, занятости и соцзащиты Коми в области охраны труда.
Для чего в республике создан институт координаторов по охране труда? Для того, чтобы оказать содействие работодателям в создании безопасных условий труда в своих организациях и в том, чтоб эти безопасные условия поддерживались постоянно.
Координаторы собирают информацию о состоянии условий и охраны труда у работодателей, которые ведут свою деятельность на территории соответствующих муниципальных образований. Совместно с представителями республиканской Государственной инспекции по труду принимают участие в работе комиссий по расследованию произошедших в муниципалитете несчастных случаев на производстве. Координаторы включены в состав муниципальных межведомственных комиссий по охране труда или муниципальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, на которых регулярно рассматриваются вопросы условий и охраны труда, состояния производственного травматизма и другие вопросы в области охраны труда.
За 5 месяцев своей работы координаторы по охране труда собрали сведения о состоянии условий и охраны труда более чем в 120 организациях республики, и на основе собранной информации подготовили более 700 рекомендаций по улучшению условий и охраны труда.
Чтобы эти советы координаторов не уходили, как говорится, в никуда, организована обратная связь с организациями. Это позволят вести мониторинг выполнения рекомендаций координаторов по улучшению условий и охраны труда. На сегодня результаты мониторинга таковы: более 85 процентов рекомендаций координаторов организации применили на практике.
Кроме того, с июня по ноябрь координаторы по охране труда приняли участии в расследовании 20 несчастных случаев, в том числе 12 со смертельным исходом.
- То есть, на муниципальном уровне работают и координаторы по охране труда, и комиссии по охране труда. На уровне республики такой комиссии нет. Может, стоит ее создать, как говорится, для контроля по вертикали?
- В этом нет необходимости. Вопросы охраны труда на республиканском уровне (как, впрочем, и на федеральном уровне) рассматриваются на РТК. Специально создавать региональную комиссию, работа которой будет замыкаться только сферой охраны труда – это нецелесообразно. Такая комиссия попросту будет дублировать функции РТК. К тому же, отмечу, в 2017 год РТК будет усиливать свое влияние в области охраны труда. Совместно с Государственной инспекцией труда мы уже преступили к обсуждению механизма усиления профилактических действий в области охраны труда. Кроме того будем более активно сообщать о работе РТК через средства массовой информации.
- Где и у кого можно получить информацию по охране труда, лучшему опыту в этой области?
Информационная работа по изучению и распространению передового опыта в области охраны труда ведется республиканским Министерством труда, занятости и соцзащиты.
В рамках этой деятельности ведомством проводятся семинары во всех муниципальных образованиях республики, а также региональные совещания. Специалисты Управления труда министерства ежегодно готовят тематический сборник о передовом опыте работы в области охраны труда организаций Республики Коми, эти материалы размещаются на сайте ведомства.
Помимо этого, в республике создано более 30 организаций, которые оказывают услуги в области охраны труда, осуществлению функций службы охраны труда и проведению специальной оценки условий труда. При этом 20 из этих организаций проводят обучение по вопросам охраны труда.
Эти же организации оказывают информационную и консультационную поддержку по вопросам социально-трудовых отношений и трудового законодательства. На 1 декабря текущего года в этих организациях прошли обучение более 7 тысяч человек.
Нужно сказать, что эта работа ведется организациями не "на свой страх и риск". Все они аккредитованы, а их учебные планы и программы по охране труда согласовываются специалистами Управления труда Министерства труда, занятости и соцзащиты Коми – есть такая государственная услуга.
Кроме этого, при подготовке учебных планов и программ обучения по охране труда сотрудники Управления труда ведут их предварительное методическое сопровождение, дают рекомендации на предмет соответствия законодательству в области охраны труда.
Хочу отметить, что созданная в нашей республике система государственного управления охраной труда вполне эффективна. Одно из главных тому доказательств - снижение производственного травматизма. Так, по данным Комистата в течение последних 10 лет наблюдается постоянное снижение количества пострадавших в результате несчастных случаев на производстве. Число таких инцидентов уменьшилось с 1399 человек в 2005 году до 355 человек в 2015 году.