Центр информационных коммуникаций "Рейтинг" совместно журналом "Отдых в России" провели 2-ое исследование, посвященное туристической привлекательности регионов РФ, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов.
Эксперты отмечают, что весь 2015 год страна прожила в условиях санкций, в непростой политической и экономической ситуации. Прекращение авиасообщения с Египтом и запрет на продажу туров в Турцию, снижение курса рубля по отношению к доллару и евро, невозможность выезда за границу государственным служащим и сотрудникам спецслужб – эти и другие факторы привели к кризису в работе выездных туроператоров, привыкших отправлять на зарубежные курорты миллионы граждан ежегодно. Россияне начали массово отдыхать в своей стране.
Сложившаяся ситуация продолжилась и в 2016 году. За два года число выездных туроператоров сократилось в 3 раза, в то время как число компаний, работающих на въездной и внутренний туризм, увеличилось, по данным экспертов рейтинга, почти в 5 раз. Таким образом бизнес перестроился на внутренний рынок, хотя и не получил той прибыли, к которой привык за последние годы активного выезда россиян на Средиземное и Красное моря. Предварительные итоги текущего года говорят о том, что въездной турпоток увеличиться на 6%, а внутренний — на 18%.
В 2016 году лучшие результаты рейтинга оказались традиционно у Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодарского края. Очень скромные показатели в туриндустрии - у Еврейской автономной области, Калмыкии и Чукотского автономного округа.
Коми в рейтинге занимает 61-ую позицию, замыкая список середнячков. Все они, как отмечают эксперты, имеют хороший потенциал, региональные власти – кто-то больше, кто-то меньше – уделяют внимание развитию туризма, но в силу ряда факторов не могут выйти в группу лидеров.
Для сравнения, в первом Национальном туристическом рейтинге Коми была на 54-ой строчке.
Для проведения исследования были выбраны следующие критерии:
- Уровень развития гостиничного бизнеса и инфраструктуры (общее число мест в гостиницах).
- Значимость туристической отрасли в экономике региона (процент жителей, занятых в сфере туризма, от общего населения региона).
- Оборот туристических услуг (объем средств, заработанных в сфере туризма).
- Популярность региона у россиян (по количеству ночевок в гостиницах).
- Популярность региона у иностранцев (по количеству ночевок в гостиницах).
- Туристская уникальность (количество достопримечательностей, внесенных в реестр объектов культурного наследия).
- Экологическое "здоровье" региона (затраты на охрану окружающей среды).
- Криминогенная ситуация (количество совершенных преступлений).
- Интерес к региону как к месту отдыха в интернете (по количеству запросов в поисковых системах).
- Продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве (по количеству публикаций в СМИ).