Премьера классической пьесы "Горе от ума", адаптированной под современного зрителя, состоялась 19 ноября в театре драмы имени Виктора Савина и собрала полный зал, который долго не отпускал артистов после финала.
Посмотреть постановку пришло немало школьников.
Молодой режиссер Юрий Попов отказался от старой морализаторской классики и внес в пьесу Грибоедова свои находки. Спектакль он поставил в духе фантасмагории через стилистику и приемы пластического театра и немого кино.
Среди нагромождения причудливых образов, видений и символов зрителю предложили расшифровать каждому свои. Благодаря этому постановка получилась неоднозначная, многогранная и позволила задаться такими вопросами, которые режиссер и не думал ставить.
Но в этой фантасмагории нельзя было не заметить центральной любовной линии, которая сопровождалась эротическими мотивами. Так как автор сохранил классический текст, пьеса получилась достаточно продолжительной по времени - спектакль шел 2,5 часа. Поэтому разгадывание символов и любовные переживания вместе с персонажами оказались очень кстати.
Фамусов прижимает к стенке горничную и целует ее в губы, после чего отчитывает свою дочь за связь с мужчинами и сравнивает ее c матерью-гуленой. Обнаружив Молчалина с дочерью, он напоминает ему о бесправии и ведет разбираться с делами. Софья остается наедине с горничной Лизой, и между ними происходит диалог о любви, в котором дочь Фамусова раскрывается как типичная девушка, чей рассудок затуманен первой любовью. Лиза выглядит более здоровой. Внезапно появляется Чацкий в стразах и белом цилиндре. Его клоунада и неистовые чувства к Софье (Елена Аксеновская) на протяжении всего спектакля наводят на мысль, что он на самом деле сумасшедший.
Такой Чацкий пришелся по душе зрителю, и он сорвал аплодисменты в свой адрес после премьеры.
Скалозуб с поднятым вверх указательным пальцем, в разных культурах символизирующим непоколебимую власть бога, сатаны, а в Сыктывкаре - державы, тоже нашел отклик в зале. Над его шутками смеялись. А его палец с каждым новым действием становился все больше, походя на древний лингам. Неспроста палец появился в пьесе. Для кого-то это стало символом возрастающих амбиций персонажа, а для кого-то в очередной раз - выводом, что миром в этой стране правит мужское начало. И если режиссер говорил, что пьесу с современным обществом ничего больше не связывает, то палец Скалозуба - это единственное и не именное, что связывало, связывает и будет связывать всех людей всех времен.
Среди всех персонажей самым убедительным и психически здоровым оказался Фамусов, которого тянуло к такому же верному своим убеждениям человеку - Лизе (Светлана Малькова). Фамусову хотелось верить - с его отцовскими назиданиями, уютным домом с печкой, белоснежными валенками и мужской свежестью. Создатели истории отмечали, что центральным персонажем в отечественной постановке должна была стать Софья. Удалось ли это, большой вопрос.
Пьеса заканчивается "снегопадом" валенок - символом старушки-России, которая до сегодняшнего дня изгоняет бесов и Чацких со своих просторов. И не зря роль Репетилова исполнила женщина, ведь Репетилов объяснялся в любви к Чацкому.
Тема Молчалина пока осталась в пьесе нераскрытой, вероятно - все впереди. Все надежды - на режиссера по пластике Светлану Скосырскую, которая сыграла очень важную роль в создании новаторского произведения и работает с коллективами из Коми в различных направлениях современного театрального искусства.
Попробовать на вкус это невероятное блюдо сыктывкарские зрители смогут 20 ноября в 18.00 в театре драмы имени Савина. Опоздавшие на премьеру - только в январе следующего года.