Эротическое "Горе от ума" пришлось по вкусу сыктывкарскому зрителю

Эротическое "Горе от ума" пришлось по вкусу сыктывкарскому зрителю
Эротическое "Горе от ума" пришлось по вкусу сыктывкарскому зрителю
logo
Эротическое "Горе от ума" пришлось по вкусу сыктывкарскому зрителю
фото: Антона Пархачева

Премьера классической пьесы "Горе от ума", адаптированной под современного зрителя, состоялась 19 ноября в театре драмы имени Виктора Савина и собрала полный зал, который долго не отпускал артистов после финала.

Посмотреть постановку пришло немало школьников.

p1.jpg

p2.jpg

p3.jpg

Молодой режиссер Юрий Попов отказался от старой морализаторской классики и внес в пьесу Грибоедова свои находки. Спектакль он поставил в духе фантасмагории через стилистику и приемы пластического театра и немого кино.

Среди нагромождения причудливых образов, видений и символов зрителю предложили расшифровать каждому свои. Благодаря этому постановка получилась неоднозначная, многогранная и позволила задаться такими вопросами, которые режиссер и не думал ставить.

p5.jpg

p6.jpg

p4.jpg

Но в этой фантасмагории нельзя было не заметить центральной любовной линии, которая сопровождалась эротическими мотивами. Так как автор сохранил классический текст, пьеса получилась достаточно продолжительной по времени - спектакль шел 2,5 часа. Поэтому разгадывание символов и любовные переживания вместе с персонажами оказались очень кстати.

p7.jpg

p8.jpg

p9.jpg

Фамусов прижимает к стенке горничную и целует ее в губы, после чего отчитывает свою дочь за связь с мужчинами и сравнивает ее c матерью-гуленой. Обнаружив Молчалина с дочерью, он напоминает ему о бесправии и ведет разбираться с делами. Софья остается наедине с горничной Лизой, и между ними происходит диалог о любви, в котором дочь Фамусова раскрывается как типичная девушка, чей рассудок затуманен первой любовью. Лиза выглядит более здоровой. Внезапно появляется Чацкий в стразах и белом цилиндре. Его клоунада и неистовые чувства к Софье (Елена Аксеновская) на протяжении всего спектакля наводят на мысль, что он на самом деле сумасшедший.

Такой Чацкий пришелся по душе зрителю, и он сорвал аплодисменты в свой адрес после премьеры.

p10.jpg

Скалозуб с поднятым вверх указательным пальцем, в разных культурах символизирующим непоколебимую власть бога, сатаны, а в Сыктывкаре - державы, тоже нашел отклик в зале. Над его шутками смеялись. А его палец с каждым новым действием становился все больше, походя на древний лингам. Неспроста палец появился в пьесе. Для кого-то это стало символом возрастающих амбиций персонажа, а для кого-то в очередной раз - выводом, что миром в этой стране правит мужское начало. И если режиссер говорил, что пьесу с современным обществом ничего больше не связывает, то палец Скалозуба - это единственное и не именное, что связывало, связывает и будет связывать всех людей всех времен.

p11.jpg

p12.jpg

p14.jpg

p15.jpg

p16.jpg

p18.jpg

Среди всех персонажей самым убедительным и психически здоровым оказался Фамусов, которого тянуло к такому же верному своим убеждениям человеку - Лизе (Светлана Малькова). Фамусову хотелось верить - с его отцовскими назиданиями, уютным домом с печкой, белоснежными валенками и мужской свежестью. Создатели истории отмечали, что центральным персонажем в отечественной постановке должна была стать Софья. Удалось ли это, большой вопрос.

p19.jpg

p21.jpg

p22.jpg

p25.jpg

p24.jpg

p28.jpg

Пьеса заканчивается "снегопадом" валенок - символом старушки-России, которая до сегодняшнего дня изгоняет бесов и Чацких со своих просторов. И не зря роль Репетилова исполнила женщина, ведь Репетилов объяснялся в любви к Чацкому.

p26.jpg

Тема Молчалина пока осталась в пьесе нераскрытой, вероятно - все впереди. Все надежды - на режиссера по пластике Светлану Скосырскую, которая сыграла очень важную роль в создании новаторского произведения и работает с коллективами из Коми в различных направлениях современного театрального искусства.

Попробовать на вкус это невероятное блюдо сыктывкарские зрители смогут 20 ноября в 18.00 в театре драмы имени Савина. Опоздавшие на премьеру - только в январе следующего года.

  Ключевые слова: театр, коми, попов, пьеса, Грибоедов