Артисты театра драмы имени Виктора Савина не припомнят, чтобы в Сыктывкаре ставили отечественную пьесу "Горе от ума", хотя приезжие театры свои постановки привозили, например, Белгородский - в 2014 году. Впервые за 25 лет театр драмы готов представить на суд зрителю работу молодого режиссера Юрия Попова, который не любит старую морализаторскую классику и внес в пьесу Грибоедова свои находки. Спектакль будет решен в духе фантасмагории через стилистику и приемы пластического театра и немого кино.
На пресс-конференции 14 ноября Ю.Попов рассказал о том, что ждет зрителя на премьере, которая состоится 19 и 20 ноября в 18.00. Директор театра, выслушав режиссера, удивился и засомневался, что же будет на сцене. А журналистам посчастливилось присутствовать не репетиции.
"Горе от ума" - неоднозначная пьеса, и я никогда в жизни не стал бы за нее браться, если бы не обстоятельства, - поделился своими переживаниями Ю.Попов. - Мне не известно, как сегодня воспримет молодежь со всей своей моралью эту работу, которая сделана в соответствии с моим мироощущением. Сложность пьесы в том, что сегодня говорить о том, когда было лучше жить, какие политические силы - ведущие, уже не актуально и даже абсурдно. Это не воспринимается ушами, а классическая пьеса сегодня не звучит!".
По словам Ю.Попова, в пьесе оставили оригинальный текст, афоризмы, но на выходе она получилась далеко не политическая, так как автора интересовал больше человеческий дух. Современный театр предполагает много способов введения новаторства, и в этой работе особая роль принадлежит пластике актеров, над которой работала режиссер Светлана Скосырская.
Софья является ядром пьесы, олицетворяет образ России, через нее режиссер и решает задачи всей пьесы, в которой идет борьба за то, какой же выбор сделает Софья.
Актер Борис Лагода согласился с Ю.Поповым, что анахронизмы ставить трудно. Сложность монологов в том, что их нужно оправдывать перед зрителем. "Сегодня никому не нужны академические в плохом смысле слова спектакли, - отметил Б.Ладога. - "Горе от ума" адресовано разным категориям зрителя, но в больше степени молодежи".
Так как сегодня в стране ситуация "не смешная", финал пьесы получился далеко не юмористическим, сошлись во мнении театралы. Хорошо не было раньше, и не будет впереди. Чем больше читатель погружается в пьесу, тем более абсурдным становится его существование.
"Мы собрали все силы в театре и решили задачу неклассически. У нас в результате борьбы прошлого и будущего театра получился синтез нового и старого. Мы рискнули! Как всегда", - заключил Ю.Попов.
Новый подход к классике, пластическое и сценографическое решение, по мнению создателей спектакля, должны не только громко прозвучать на фоне многочисленных постановок "Горя…". За полгода работы над спектаклем многое успело поменяться – концепция, идея музыкального оформления, самое главное – режиссер. Заявлялось, что "Горе от ума" поставит именитый режиссер, зав. кафедрой режиссуры театрального института им. Б. Щукина, актер и телеведущий Михаил Борисов. Он запустил процесс, начал репетировать с труппой в мае, но, по состоянию здоровья, продолжить не смог.
В помощь артистам была приглашена мастер по сценической речи, преподаватель ГИТИСа Фарида Белоногова.
Как отметил директор театра Михаил Матвеев, в течение нового сезона появится несколько спектаклей разного формата - большие, "многонаселенные" и более камерные варианты. Одним из последних станет постановка комедии французского драматурга Пьера Нотта "Две дамочки в сторону севера", в свое время признанной во Франции лучшей пьесой года. Возможно, в малом формате будет выпущен также спектакль по материалу одного из коми авторов. Традиционно в декабре театр покажет новую новогоднюю сказку.
"Я не ошибусь, если скажу, что зритель в течение последних лет именно в нашем театре ждет масштабную, интересную, яркую по сценографии и актерской игре постановку, которая все новогодние дни собирает полные залы. Уверен, на этот раз будет также", - обещает директор театра.
На начало 2017 года запланирована премьера социально-психологической драмы Юджина О’Нила "Любовь под вязами" в постановке Евгения Софронова. Одна из его последних работ – трагифарс "Королева красоты" произвел настолько сильное впечатление на зрителя, что и сегодня, два сезона спустя, собирает полные залы.