Девяносто лет назад на экраны вышел фильм признанного классика мирового кино Дзиги Вертова "Шестая часть мира", съемки которого проходили на всей территории страны, в том числе и в Коми автономии. Это стало первым появлением на большом экране нашего края и его жителей. Несмотря на красоты северной природы, кинематографисты нечасто приезжали в республику для натурных съемок. Тем не менее несколько известных художественных фильмов, в том числе "Случай на шахте восемь", снимались именно здесь. О том, какой след в истории мирового, советского и российского кинематографа оставила Коми, разбиралась "Республика".
Свое место на шестой части мира
В марте 1925 года Дзига Вертов (Давид Кауфман) получил заказ на киноленту о внешнеторговом предприятии Госторг – важнейшем подразделении наркомата внешней торговли. Госторг осуществлял экспорт русских товаров (пушнины, льна, пшеницы, рыбы), а на вырученную валюту импортировал станки. Картина делалась для заграницы как пропагандистская, популяризирующая экспортные возможности Советского Союза. Несмотря на рекламный характер работы, режиссер сумел сделать настоящую кинопоэму о народах СССР и социалистической индустрии.
Весь 1925 год Дзига Вертов был занят этим фильмом: вел переговоры с руководством компании, организовывал киноэкспедиции, согласовывал сметные расходы, комплектовал группы, составлял маршруты, разрабатывал для операторов съемочные планы, искал кинопленку и аппаратуру, сам участвовал в одной из экспедиций – снимал в Новороссийском порту.
Крупные средства, отпущенные Госторгом, позволили впервые в истории кино снарядить для одной картины более десятка киноэкспедиций. Кадры "Шестой части мира" снимали во всех концах СССР — от Ленинграда до Владивостока, от Мурманска до Новороссийска, от устья Печоры до границ Ирана. Были использованы также кадры из иностранной кинохроники. Зритель мог наглядно увидеть географическое разнообразие Советского Союза, его природные богатства и многонациональность. Среди прочего кинообъективы запечатлели и сцены из повседневной жизни коми-ижемцев. Продолжительность фильма всего один час шестнадцать минут, из этого времени около пяти минут – съемки в Коми крае. На кадрах можно увидеть рыбаков на Печоре, уходящего в зимнюю тайгу коми охотника в лузане, но большая часть съемок в Коми автономии – это быт оленеводов: аргиш уходит в тундру, оленеводы приезжают в факторию, а к стадам приезжают ветеринары. Фильм немой, и в одном из титров непосредственно указано, что на кадрах – коми народ из Коми области.
Для "Шестой части мира" было отснято колоссальное количество материала: около 26 тысяч метров кинопленки, из которых в фильм вошло чуть более тысячи. Но оставшийся материал не пропал, а был использован операторами Дзиги Вертова для создания своих собственных фильмов. Было сделано как минимум четыре фильма. В том числе 33-минутный немой фильм "Охота и оленеводство в области Коми" (1927 год, режиссер Лямин, операторы Бендерский и Юдин). Его премьера прошла в Усть-Сысольске 13-14 февраля 1929 года. Другие фильмы – это "Тунгусы", "Жизнь национальных меньшинств" и "Бухара".
Сохранилось письмо, которое Дзига Вертов направил работающим в Коми крае операторам:
"Дорогие товарищи, Бендерский и Юдин! Сейчас, в дни развала культуры кино и переустройства всей нашей работы на новый лад, уголок мира, в котором вы работаете, кажется тихим оазисом. До вас не доходят сейчас шумы, крики, зависть, возмущение, слезы и радость сокращаемых, переводимых и вновь приглашаемых, застрявших в экспедициях или отправляемых в экспедицию и т.д. Когда оглядываешься кругом и перебираешь в памяти все участки нашего фронта, невольно останавливаешься на вашей суровой киноэкспедиции, чтобы отдохнуть, охладиться, сосредоточиться. Ваши письма, которые вы прислали мне, где вы описываете обстановку вашей жизни, действуют как освежающий холодный душ. Если то, что вам удастся заснять, будет не менее интересно, чем то, что вы описываете, это "вывезет" сорванные южные экспедиции и позволит центр тяжести картин в целом перенести на зимний сезон".
Далее режиссер дает рекомендации по освещению в кадре, по крупным планам. По дате письма становится понятно, что съемки проходили в конце 1925 года.
"Очень интересуюсь тем, что уже снято и что вам не удастся снять, – завершается письмо. – Мне это нужно для распределения кусков у себя в голове и соответствующей досъемки в других местах. Жму вам лапы. Пришлите ваши фотографии в обстановке отдыха или на работе. У вашей жены, товарищ Бендерский, одну фотографию я все-таки стащил и дал в прессу, ту, где вы с чайником. Пока, всего хорошего. 10 декабря 1925 года. Дзига Вертов".
В дни октябрьских праздников 1926 года "Шестая часть мира" демонстрировалась в нескольких кинотеатрах, а в канун нового, 1927 года пошла по всем экранам Москвы. После премьеры фильма его называли симфонией фактов, образцом неигрового художественного фильма и пророчили, что эта работа режиссера войдет в историю мировой кинематографии наряду с постановками Гриффита и Чаплина.
Также во второй половине 1925-го на Печоре работала экспедиция Ленинградского отделения "Госкино". Режиссер и сценарист Владимир Фендерг, оператор Николай Козловский и несколько артистов снимали фильм "Тарко" (другое название "Страна голубых песцов"). Премьера 67-минутного фильма о дореволюционной жизни ненцев прошла в ноябре 1926 года. Скорее всего, этот фильм снимали на территории нынешнего НАО.
В тридцатые и сороковые годы кино в Коми АССР, судя по всему, не снимали, так как никаких данных по этим годам найти не удалось.
Случай на шахте и другие истории
Более-менее постоянной площадкой для киносъемок республика стала лишь с конца 1950-х. Если в двадцатые годы кинодеятелей на север привлекала в первую очередь этнографическая съемка оленеводов, то позднее они старались запечатлеть работу нефтяников, газовиков и геологов.
В начале 1958 года прошла премьера художественного фильма "Случай на шахте восемь". Его снимал режиссер Владимир Басов в 1957 году в Инте. Здесь с 1950 по 1954 год отбывали срок по 58-й статье, а затем были определены на поселение (до реабилитации в 1956 году) сценаристы фильма Валерий Фрид и Юлий Дунский. За основу сценария они взяли реальную аварию 1952 года на интинской шахте "Восточная". Фрид и Дунский, написав сценарий фильма и отправив рукопись на "Мосфильм", загадали, что если их работу примут, то они получают расчет и перебираются в Москву, а если нет – остаются в Инте и до конца дней своих работают по вольному найму на шахте. Сценарий приняли.
Фильм рассказывает о том, как выпускник института геолог Володя Батанин приезжает работать на угольный комбинат в Заполярье. Он проявляет себя хорошим специалистом и становится секретарем парткома шахты №8. У Батанина возникает производственный конфликт с начальником комбината Егором Краевым, который осложняется тем, что Володя влюблен в дочь Краева Аллу. В фильме наряду с известными актерами Николаем Боголюбовым, Георгием Куликовым дебютировали молодые и начинающие Наталья Фатеева и Анатолий Кузнецов. Именно в данном фильме прозвучала фраза "Борис, ты не прав!", которая спустя тридцать лет была адресована Борису Ельцину.
На общих планах кроме шахт "Интаугля" в кадрах видны мост через реку Инту и главная достопримечательность города – водонапорная башня. В Инте Владимир Басов знакомится с молодой актрисой Натальей Фатеевой, которая становится его женой. Сам Басов исполнил одну из ролей в этом фильме.
Летом 1960 года в Ухте проходили съемки широкоформатного фильма "Время летних отпусков" по одноименной повести писателя Александра Рекемчука. Картину снимал режиссер Константин Воинов. По сюжету фильма инженер-геолог Светлана Панышко в северном крае мечтает о южном небе и теплом море. Но вместо долгожданного отпуска она вынуждена возглавить убыточный нефтяной промысел на Унь-Яге. Светлана предлагает передовой способ нефтедобычи и выводит промысел на новый уровень. Главные роли в фильме исполнили Раиса Куркина, Валентин Зубков, Татьяна Конюхова, в эпизоде снялся Владимир Этуш. В массовках участвовали ухтинцы.
Художественный фильм был снят рекордно быстро благодаря белым ночам, обилию солнца и энтузиазму съемочной группы. Некоторые эпизоды были сделаны на старом мосту через реку Чуть, который располагается недалеко от поселка Водный. В фильме можно узнать ухтинскую улицу имени Губкина, в то время называвшуюся Набережной, Крохаль, а также кадры футбольного матча на стадионе "Строитель", находившемся в конце улицы Первомайской. Премьера состоялась 20 апреля 1961 года.
В мае 1964 года на экраны страны выходит кинодрама Григория Чухрая "Жили-были старик со старухой". Сценарий к нему написали уже знакомые по "Случаю на шахте восемь" друзья-кинодраматурги Юлий Дунский и Валерий Фрид. События этой картины также проходят в Инте. Здесь же и снимали фильм.
Лента рассказывает о двух стариках Гусаковых, которые потеряли после пожара кров и поехали в далекое Заполярье к непутевой дочери Нине. В ролях были заняты Иван Марин, Вера Кузнецова, Людмила Максакова, Галина Польских, Николай Крючков. В фильме звучит музыка композитора Александры Пахмутовой.
В Инте прошла часть жизни советского актера Евгения Урбанского. Уже будучи известным, он нередко приезжал в Инту, которую считал родным городом, привозил сюда известных актеров. Урбанский и предложил режиссеру Григорию Чухраю снимать фильм "Жили-были старик со старухой" именно в Инте.
Остров волчий и недопесок
В 1970 году состоялась премьера фильма "Остров волчий", снятого по одноименной повести Захара Дичарова. Снимали ленту в 1969 году на Печоре. По сюжету фильма, возвращаясь после выполнения ответственного задания, летчик Павел Тагилов спасает молодого врача Татьяну, которая оказалась на отколовшейся льдине. На острове Волчьем в помощи Татьяны нуждается жена бакенщика. Врач требует, чтобы летчик переправил ее на остров. Но при посадке самолет терпит аварию — и герои получают тяжелые травмы. В главных ролях снялись Георгий Жженов и Татьяна Лаврова.
"Я встречала несколько раз Татьяну Лаврову, Георгия Жженова и Борислава Брондукова – это актеры, участвовавшие в фильме, – рассказывает на одном из кинофорумов жительница Печоры Надежда Головина. – Мне удалось даже наблюдать, как снимали два эпизода. Со мной разговаривал режиссер фильма Николай Ильинский. Разговор был интересный и вполне уважительный к моему тогдашнему юному возрасту. Он сожалел, что столь роскошный ледоход на реке был снят на черно-белой кинопленке".
В 1975 году в Выльгорте режиссеры Виктор Соколов и Михаил Ершов снимали военную драму "Дожить до рассвета". Это экранизация одноименной военной повести Василия Быкова. Сценаристами выступали сам Василь Быков и Виктор Соколов. Действие драмы происходит в конце 1941 года. Главный герой повести и фильма лейтенант Игорь Ивановский и бойцы его диверсионной группы переходят за линию фронта, чтобы уничтожить в тылу врага базу боеприпасов. Группа несет потери, а когда доходит до места, обнаруживает, что склад уже перебазирован врагами в неизвестном направлении.
Съемки военного фильма проходили за Выльгортом, близ лыжного стадиона, а в массовке поучаствовали солдаты сыктывкарского гарнизона. Переодетые в немецкую форму, они прошлись колонной по шоссе. Премьера картины состоялась в феврале 1977 года, а через год ее показали и по телевидению.
В 1978 году под Ухтой, в поселке Нижний Одес, отсняли первые кадры художественного фильма "Ошибки юности". Оператором-постановщиком картины стал бывший оператор ухтинской телестудии Алексей Гамбарян. В фильме снимались Николай Караченцов, Марина Неёлова, Наталья Варлей. Герой фильма после армии уезжает работать на север. Стараясь выдержать экзамен на честность и порядочность, он делает одну ошибку за другой. Снятый в 1978 году, фильм на десять лет попал на полку. Режиссер и сценарист эмигрировали, а исполнитель главной роли Станислав Жданько погиб. Лишь в 1989 году фильм был восстановлен и состоялась его премьера.
В том же 1978 году в Усть-Цильме режиссер Эдуард Бочаров снимал детский фильм "Недопесок Наполеон III" по повести Юрия Коваля. По сюжету книги со зверофермы "Мшага" сбежал ценный песец-недопесок по кличке Наполеон III. Этот маленький рыцарь свободы добрался до деревни Ковылкино. Благодаря усилиям школьницы Веры Мериновой и дошкольника Серпокрылова зверь был спасен и передан подоспевшим работникам питомника.
"В фильме – деревня Гарево, что в нескольких километрах от села, – пишет на кинофоруме одна из жительниц Усть-Цильмы. – Сейчас деревня почти заброшена, хотя магазин еще работает. Мама моя видела Майю Булгакову – очень уж актрисе нравились наши деревянные мостовые. У моей знакомой там снималась сестра в эпизоде, когда школьники идут вереницей по дороге, спускаясь с горы. Эта сцена снималась уже в самом селе".
В фильме видны печорские дали, крепкие усть-цилемские дома, сельский магазин, лошади с санями. А участвовавшие в массовке местные школьники даже получили неплохой гонорар. Первыми зрителями этого фильма стали жители Усть-Цильмы. В селе его показывали несколько дней подряд.
В 1979 году в поселке Поляна, который находится недалеко от Ухты, творческим объединением "Экран" был снят фильм "На таежных ветрах" (другой вариант названия "На исходе лета"). Часть ленты снимали в Воркуте. Режиссер фильма по мотивам романа Константина Лагунова "Одержимые" – Анатолий Ниточкин. Эта драма рассказывает о жизни геологов-нефтеразведчиков, которые приехали осваивать север. В ролях Евгений Шутов, Владимир Борисов и другие. Воркутинцы и ухтинцы помогали творческой группе, обеспечивали техникой, нужными материалами для сооружения декораций. В Поляне даже построили дом для съемок.
В восьмидесятые годы прошлого века фильмы в Коми уже не снимали. А после перестройки интерес кинодеятелей к шахтерам и геологам пропал, появились другие герои.
По прозвищу Зверь
Наверное, самым известным фильмом, который снимали в республике, можно назвать культовый боевик "По прозвищу Зверь". Часть его эпизодов снимали весной 1990 года в исправительно-трудовой колонии №1 поселка Верхний Чов под Сыктывкаром. Съемки проходили с участием офицеров и осужденных, которые охотно помогали в массовках и выступали в роли консультантов.
Фильм поставлен по книге Виктора Доценко "Срок для Бешеного". Зверь – это прозвище главного героя, который прошел войну в Афганистане и, спасая друга, получил срок. Он совершает побег, чтобы рассчитаться с врагами, а главное – спасти беззащитную золотоволосую красавицу. В фильме снимались Дмитрий Певцов, Армен Джигарханян, Евгений Евстигнеев, Татьяна Скороходова, Борис Щербаков, Юрий Назаров, Игорь Ясулович.
Съемки прыжка главного героя с поезда в реку проходили на железнодорожном мосту через реку Вымь, который соединяет деревню Вогваздино и село Усть-Вымь. Несколько эпизодов фильма были сняты на сыктывкарском вокзале.
Другой боевик, который частично снимали в Коми, – это фильм 1992 года "Тридцатого уничтожить". Он также по роману Виктора Доценко из цикла про Бешеного.
В 1990 году режиссер Александр Сокуров снимал в Сыктывкаре фильм "Круг второй". Съемки проходили в Човъю, где режиссера привлекли железная дорога и атмосфера разрухи. "Круг второй" – первая часть сокуровской трилогии начала 1990-х годов, посвященной близким родственным отношениям и теме смерти. Другие части трилогии – фильмы "Камень" и "Тихие страницы".
Сердце медведицы
Первым и единственным иностранным кинорежиссером, который работал в Коми, стал эстонский режиссер финн Арво Ихо. Снятый им в 2000 году фильм "Сердце медведицы" ("Karu suda") даже выдвигался на "Оскара". Лента завоевала несколько международных и российских наград. Благодаря Арво Ихо европейские, американские и японские зрители увидели северную природу, коми села, заповедные леса, горы и реки "Югыд ва" и даже услышали песню "Марьямоль". На этом фоне разворачиваются события фильма. Главный герой ленты охотник Ника становится объектом любви юной красавицы Гити. Только он не может ответить ей взаимностью, и отверженная девушка кончает жизнь самоубийством. Вскоре Нику начинает преследовать медведица, которая иногда превращается в молчаливую девушку-дикарку…
В Коми фильм впервые показали осенью 2004 года. Свою работу представлял сам Арво Ихо. Мне тогда довелось побеседовать с режиссером, и он рассказал, как три года искал нужное место для съемок и нашел его только в Коми. Творческая группа работала на реках Подчерье, Щугор и Сысола. В массовках участвовали жители деревни Кырта (что в сорока километрах от Вуктыла) и сыктывдинского села Ыб. Главным консультантом режиссера по укладу жизни северных охотников стал житель Подчерья Иван Денисов. Для него специально написали эпизодическую роль. В одной сцене охотник спасает собаку, унесенную с берега половодьем. Бюджет фильма – 780 000 долларов, и картина стала совместным проектом Эстонии, Германии, Чехии и студии "Ленфильм". Над фильмом работали представители 11 национальностей, семь из которых появились на экране. Коми язык также звучит в кадре.
В 2008 году старинное ижемское село Сизябск стало местом съемок художественного фильма "Профилактика повторных преступлений". Одну из главных ролей в кинодраме исполнил Юрий Назаров. Над кинолентой работали старшекурсники ВГИКа. Автором сценария и режиссером картины стал выпускник-дипломник Филипп Абрютин. Съемки на натуре проходили в местечке Базуй и в оленеводческой бригаде колхоза "Ижемский оленевод и Ко", стоящей в лесу на расстоянии семи километров от села. В массовках роли пастухов исполнили местные жители.
Сюжет 20-минутного фильма повествует об истории, случившейся с оленеводами в послевоенное время. Сотрудник НКВД ездит по стойбищам оленеводов и рассказывает, что участились случаи побега заключенных, и просит оленеводов всячески содействовать властям в поимке зеков. Он приезжает в последнюю бригаду колхоза, где председателя играет Юрий Назаров. Здесь находятся отец с сыном – в их ролях выступили жители Сизябска: пенсионер Прокопий Рочев и школьник Егор Чупров. На следующий день сын оленевода убивает человека – думал, что беглый зек, а это оказался новый зоотехник колхоза.
Как рассказал во время съемок фильма Филипп Абрютин, тема оленеводов его заинтересовала потому, что он сам родом с Чукотки и большую часть жизни провел в оленеводческих бригадах. Его мать и бабушка чистокровные чукчанки, а дед был бригадиром оленеводческого хозяйства.
Один из последних фильмов, снятый в Коми, – это картина Алексея Федорченко "Овсянки". Лента стала трижды призером 67-го Венецианского фестиваля. Картина снята по рассказу Дениса Осокина в жанре этнографической мистификации. Директор фабрики в маленьком городке, овдовев, везет труп своей жены в священное место, чтобы попрощаться с ней в соответствии с обрядами финно-угорского народа меря.
Пейзажи для фильма снимали в 2008 году в Удорском районе. В кинообъектив попали понтонный мост через Мезень, село Кослан (в фильме это город Нея). Удора настолько впечатлила Федорченко, что в 2009 году он снял в этом районе документальный фильм "Ветер Шувгей" – о поселке болгарских лесорубов, который просуществовал 15 лет.
Некоторые режиссеры приезжали в республику, чтобы выбрать натурные съемки для своих картин, но снимать фильмы в Коми так и не решились. Так, в 2007 году кинорежиссер Алла Сурикова приезжала в Сыктывкар в поисках съемочной площадки для фильма "Человек с бульвара Капуцинок". Хотя город ей понравился, фильм она сняла в другом месте.