3 ноября глава Республики Коми Сергей Гапликов назначил и.о. ректора СГУ им. Питирима Сорокина Наталью Михальченкову на должность заместителя председателя Правительства Республики Коми - министра образования, науки и молодежной политики региона.
В интервью агентству "Комиинформ" Наталья Михальченкова рассказала о доверии главы региона, основных задачах, необходимости давать молодежи больше возможностей для самореализации и о новом руководителе университета.
- Наталья Алексеевна, расскажите о задачах, которые перед вами поставил глава республики
- Решением главы республики Сергея Анатольевича Гапликова на меня возложено курирование приоритетных стратегических проектов по трем направлениям — это социальная сфера, здравоохранение, и, в целом, сфера образования и молодежной политики, науки и инновационной деятельности. Поставленные задачи непосредственно вытекают из Программы возрождения Республики Коми, с которой Сергей Анатольевич шел на выборы осенью 2016 года.
Сегодня при президенте России создан новый институт управления — Совет при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам развития государства. На территории Республики Коми обеспечение реализации стратегических проектов развития социальной сферы, разработка и организация практического воплощения в жизнь конкретных специализированных подпроектов, включая строительство школ и модернизацию образования, — все это и будет составлять содержание моей работы. Это серьезные проекты, они предусматривают опору на государственно-частное партнерство и социальное предпринимательство.
Мы все осознаем, что возможности государственного бюджета ограничены, а актуальность финансовой помощи и поддержки в решении самых насущных жизненных проблем многих категорий населения республики очевидна, поэтому сегодня региональные органы управления социальной сферой должны создать новые и при этом работающие, эффективные инструменты, способные снизить бремя нагрузки на федеральный и региональный бюджеты, чтобы повысить качество, а где-то и объем, и спектр востребованных населением социальных услуг. Большие возможности для решения этой проблемы предоставляют, например, новые институты поддержки программ в молодежной и социальной сферах — это проекты фонда "Перспектива" и гранты Федерального агентства по делам молодежи. Именно стратегический подход в государственном управлении позволяет соединить в целое понимание первостепенных проблем, инструменты и источники средств для их решения и большую систематическую работу по реализации проектов, чтобы мы все почувствовали, что жизнь меняется, и меняется в лучшую сторону.
- Какие проблемы образования и науки в Республике Коми вы определяете как ключевые, и как вам видятся перспективы развития этой сферы?
- В течение последнего года основная работа всего коллектива нашего университета была направлена на создание опорного вуза региона. Мне, как руководителю федерального вуза, она позволила увидеть наличие целого ряда "западающих" моментов в управлении и организации деятельности республиканской системы образования и сложившихся политических и управленческих традиций региона. К примеру, очевидно, что молодежная политика в республике представлена, скорее на уровне организации часто не связанных между собой мероприятий при отсутствии целенаправленной государственной политики по поддержке молодежи в республике.
В науке — подобная ситуация, отсутствует четкая система должной поддержки и вовлечения имеющегося в республике научного потенциала республики в программы развития региона, этот потенциал есть, он представлен учеными Коми, в том числе, теми, кто имеет известность в российской и мировой науке. Наши ученые присутствуют в мировом научном пространстве, их работы индексируются в международных научных изданиях. Ученые из Коми читают лекции в Гарвардском университете, но об этом в республике мало кто знает.
Сделать науку Коми узнаваемой, востребованной и результативной для республики — задача, которую передо мной поставил глава. Мне она представляется понятной, актуальной и исключительно важной, работа над этой проблемой была начата на уровне университета, и я думаю, что возможности регионального уровня управления открывают широкие перспективы для ее решения.
- Приглашение вас на работу в Правительство республики - результат признания эффективного управления университетом?
- Взаимодействие с руководством региона в лице Сергея Анатольевича Гапликова по направлениям молодежной политики и стратегии развития республики Коми было выстроено уже в 2015 году. Я думаю, что предложение по совместной работе в правительстве, в целом, основано на достигнутом взаимопонимании с главой региона по вопросу развития и актуализации научного потенциала республики и вовлечения студенческой молодежи в процессы развития региона.
Сегодня в СГУ создана и успешно работает очень сильная система студенческого самоуправления, более того, эта модель жизнеспособна для других образовательных организаций, - она может быть масштабирована и на систему среднего профессионального образования республики, которая требует серьезного обновления. Моя позиция заключается в том, что молодежь не может быть только объектом государственного управления, она должна быть субъектом управления и развития молодежной среды, это очень важно понимать - в руках молодежи - будущее республики. С одной стороны, предложение о работе в правительстве, было для меня неожиданным, но после обсуждения задач, для решения которых мне предлагается переход в правительство региона, оно мне представилось понятным и интересным.
- Наталья Алексеевна, переходя работать на новый уровень управления, как вы планируете взаимодействовать с университетом?
- Учитывая специфические актуальные проблемы развития СГУ как классического вуза, обусловленные процессом его реорганизации, а также исключительную социальную значимость его деятельности для региона, я осознаю важность всестороннего участия в разрешении указанных проблем и создании условий для дальнейшего подъема статуса университета и показателей его деятельности до уровня современных требований к высшему учебному заведению.
Мне представляются очевидными те решения, которые должны быть приняты на уровне региона по содействию развитию Сыктывкарского университета, для реализации стоящих перед ним целей и задач, разработанных проектов, и я приложу все усилия, чтобы эти необходимые управленческие решения были приняты руководством республики уже в ближайшее время. Подчеркну — я брала персональные обязательства по развитию университета перед федеральным министерством, перед коллективом и я их выполню.
Осознавая, что в республике функционирует сегодня два федеральных университета: классический Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина и Ухтинский технический университет, я считаю, что поддержать развитие этих вузов — это ответственность региона, каждый вуз имеет большую историю, сложившиеся образовательные, культурные и научные традиции, и перспективы социально-экономического республики связаны с успешным развитием наших университетов. Таким образом, ключевые образовательные объекты, которые требуют концентрации усилий и ресурсов — это два федеральных вуза, которые должны стать центрами всей системы профессионального образования региона.
- Будет ли иметь продолжение идея о том, что университет — это своеобразная точка сборки, благодаря которой в республике должен появиться научный кластер? Получит ли продолжение идея о создании в республике научного кластера?
- С руководителями Коми научного центра, Ухтинского технического университета и Правительством республики мы обсуждали необходимость реализации проекта "Карта науки Коми". Сегодня необходимо производить обмен научными данными и результатами исследований со своими партнерами. И именно это востребовано органами исполнительной власти и институтами развития, потому что в единственном числе организация всегда слабее, чем партнерство: появляется возможность открытия диссертационных советов, привлечения финансирования на научные проекты, опубликования и продвижения результатов, а также взаимодействия с "реальным сектором", чтобы наука не работала "в стол".
Сегодня, как никогда, нужна поддержка молодых ученых, потому что это наше будущее, но эта категория теперь очень уязвима — самостоятельно, без государственной поддержки, молодые ученые и перспективные выпускники вузов не смогут заниматься наукой. У нас очень много потенциальных ученых, которым требуется господдержка — и на уровне финансов, и на уровне жилищной политики. В противном случае завтра у нас может не быть науки.
- Наталья Алексеевна, как вы планируете свою дальнейшую научную и преподавательскую деятельность?
- Я вижу для себя крайне важным продолжение научно-педагогической деятельности, мои планы в этой области согласованы с Сергеем Анатольевичем. Реализация авторских курсов, работа над докторской диссертацией объективно предполагают возможность быть занятым в качестве научно-педагогического работника. Считаю, что самостоятельная научно-педагогическая работа поможет мне оставаться в курсе актуальной ситуации в науке и образования, глубже и, в том числе, — с точки зрения практического работника понимать требования и изменения, происходящие в образовательной политике государства и в науке, а также понимать и чувствовать то, как эти требования и изменения отражаются на качестве жизни тех, кто работает в науке и образовании, и их мотивации к эффективному выполнению своих трудовых функций.
- Какова будет процедура назначения ректора университета? Расскажите, пожалуйста, о своем преемнике.
- С институтом ректоров в России сложилась сложная ситуация — сегодня ректоры более чем 80 из 500 вузов России находятся в статусе исполняющего обязанности, поэтому наш университет в этом отношении — увы, не исключение. Выборы — это плановая процедура, которая произойдет тогда, когда федеральное министерство примет соответствующее решение, и тогда выборы будут объявлены. Это предусматривает и Устав университета.
Ольга Александровна (Сотникова, 4 ноября 2016 года назначена и.о. проректора СГУ им. Питирима Сорокина – ред.) является доктором педагогических наук, имеет большой управленческий опыт в учебном заведении. Она уже более семи лет является сотрудником университета, его жизнь, преподавателей она знает по практической работе, — она преподавала и в Институте точных наук, и на программах подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
Относительно преемственности руководства хочу обратить внимание на следующее. СГУ им. Питирима Сорокина, в соответствии с Уставом, имеет важный орган управления — конференцию коллектива и Ученый совет. Руководитель вуза несет ответственность за вопросы планирования и исполнения всех направлений развития как администратор. В 2015 году коллегиально в университете была принята Программа стратегического развития, а также утверждены проекты развития университета, — все это является обязательным к исполнению. Для любого руководителя вуза, он должен обеспечить достижение поставленных коллективом задач. Я верю в необратимость процессов развития вуза, и в то, что Ольге Александровне удастся реализовать все заявленные программы в этом направлении.