Всероссийская научная конференция "Стратегические приоритеты в управлении природно-ресурсным потенциалом Европейского Северо-Востока и Зоны Арктики" началась сегодня с пленарного заседания в Государственном совете Коми. Три дня чиновники и ученые будут обсуждать вопросы развития Арктической зоны Республики Коми, экологическую безопасность, улучшение качества жизни населения, в том числе коренных народов, управление инновационными проектами и прочее.
От имени главы участников поприветствовал заместитель председателя правительства Коми Константин Лазарев. Он отметил, что кадровый и промышленный потенциал делают Коми одним из важнейших регионов Севера. Республика может стать его транспортно-логистическим центром. Освоение арктических территорий имеет важнейшее значение для России, и оно должно опираться на северные города.
"Важно, что время проведения конференции совпадает с разработкой нормативно-правовых актов по освоению Арктики. У нас есть возможность разработать и внести свои предложения", - отметил К.Лазарев.
Председатель Государственного совета Коми Надежда Дорофеева среди тем, обсуждаемых на конференции, особенно отметила вопрос о развитии Воркуты. По ее мнению, заполярный город заслуживает особого статуса. Она выразила уверенность, что по итогам конференции все проблемы не только будут рассмотрены, но и получат решение.
Об основных направлениях развития государственной политики России в Арктике доложил член Экспертного совета Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственным вопросам и природопользованию Михаил Жуков. Он считает, что необходимо более четко определить границы арктической зоны: какие регионы там должны быть, а какие нет.
Существующая сейчас карта далека от совершенства. Также следует внимательнее изучить и проанализировать процесс удорожания хозяйственной жизнедеятельности, который ставит Север в неравное конкурентное положение по сравнению с южными регионами. Он уверен, что нельзя отменять северные надбавки: это может привести к социальному взрыву.
О транспортной инфраструктуре Коми рассказал министр промышленности, транспорта и энергетики республики Николай Герасимов. Он посетовал на то, что речные перевозки практически исчерпали свой потенциал. Зато развиваются нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт.
Реализация проекта "Белкомур" с повестки дня не снимается, хотя на протяжении вот уже 20 лет он носит потенциальный характер. К 2020 году должна быть построена автомобильная магистраль "Сыктывкар — Ухта — Печора — Усинск — Нарьян-Мар". Есть перспективные проекты в электроэнергетике. Например, строительство линии электропередачи от Салехарда к Воркуте, что обеспечит энергетическую безопасность заполярного города.